Востребованность и актуальность высшего инженерного образования в России 07.06.2014

Востребованность и актуальность высшего инженерного образования в России

Строить успешную профессиональную карьеру не представляется возможным без высшего образования. Такое представление сложилось ещё в эпоху СССР и не зря. Высшее образование позволяло человеку, находясь в любом социальном статусе, занять высокое положение в обществе.

В эпоху, когда мир становится глобальным, образование подвергается определённой деформации и должно отвечать требованиям этого мира. Влияние западного подхода к этому институту сыграло свою роль. Вузы в России попытались подстроиться под изменения, но вынуждены были решать не свойственные образованию проблемы.

Во-первых, рынок. В то время, как Вузы продолжали «штамповать» инженеров столько, сколько требовалось советской экономике, это оказалось излишним при рыночной экономике. К примеру в МАМИ, преподаётся курс анализа финансово-хозяйственной деятельности. Каких специалистов там готовят? По сути - невостребованных. Инженеры в этой области западным работодателям не нужны.

Во-вторых, конституция, которая диктовала государственным Вузам набирать бесплатные курсы. Куда деваться, раз надо, значит надо и набор продолжался на невостребованные специальности.

В-третьих, разрыв между мобильным, часто изменяющимся рынком и трудно поворотливой системой образования. Рынок, привязанный к западной экономике, даёт чёткое направление, какие специалисты ему нужны. С трудом, но Вузы попытались отреагировать на мобильность рынка дополнительными платными услугами. Согласитесь, что полученный в том же МАМИ сертификат об успешном окончании курсов обращения с отходами автосервисов, даёт возможность работать по специальности - инспектор по экологии и контролировать работу автосервисов и СТО автотранспорта, открывает больше перспектив в Москве, чем диплом того же инженера-конструктора - нового специалиста.

В-четвёртых, разлом ментальности. Если Запад воспринимал и воспринимает человека, как специалиста и общество готово высоко оплачивать его труд, то в России ценится всё же человек с высшим образованием и только потом специалист. Высоко оплачиваемый труд выпускника ПТУ крайне редко встречается, может быть только в северных районах, на нефтяных или газовых месторождениях.

В-пятых, в условиях российской экономики, которая твердо занимает статус сырьевого придатка, количество востребованных профессий и специальностей резко сокращается. Это также отрицательно влияет на деятельность Вузов, выпускающих специалистов для уже несуществующих секторов экономики.

В-шестых, при устройстве на работу, часто играют роль знакомства и родственные связи. Специалист высоко уровня находится в заведомо проигрышной ситуации, если у него нет своего "хозяина".

Проводимая реформа образования в России, должна изменить подход к труду, к специальности уже со школьных лет. Именно здесь залог изменения всей системы образования. Наравне с человеком имеющим высшее образование, должен высоко цениться и человек - специалист.


Теги: тренинги