Писатели-фантасты и «Космопоиск» 24.12.2023

Писатели-фантасты и «Космопоиск»

Автор: Илья Бутов  -  

Как известно, идейным вдохновителем, стоявшим у основ «Космопоиска», был писатель-фантаст А. П. Казанцев, проявлявший большой интерес к многочисленным загадкам науки. Особый интерес у Александра Петровича вызывала Тунгусская катастрофа. Ей посвящены, в частности, рассказы «Взрыв» и «Гость из космоса». Казанцев как мог романтизировал катастрофу для будущих исследователей, предположив, что Тунгусское комическое тело на самом деле было кораблем инопланетных пришельцев, взорвавшемся при посадке. В своем творчестве Казанцев последовательно (еще с 1945 года) развивал идеи о взаимодействии человечества с внеземными цивилизациями и исследовал возможное влияние такого взаимодействия на историческое развитие нашей планеты. Это направление получило название «палеоконтакт» и затронуто автором, в частности, в повести «Планета бурь» (первая редакция появилась в 1959 году). В произведении говорится о том, что в далеком прошлом Марс был населен разумными существами, которые в свое время могли посещать Землю. Интересовался он и древними артефактами, которые могли бы подтвердить такого рода посещения.

kazancev.jpg
Иллюстрация к повести А.П. Казанцева «Планета бурь» из сборника «Гости из космоса» (1963).

Многие из высказанных Казанцевым идей позже в той или иной форме развивали другие члены «Космопоиска». Долгое время возглавлявший «Космопоиск» В. А. Чернобров в нескольких своих произведениях, опубликованных в конце 1980-х – начале 2000-х годов в сборниках научной фантастики, также обращался к теме тайн времени, существовавших некогда инопланетных цивилизаций и даже природы любви и смерти. При этом некоторые его работы можно, скорее, причислить не к классическому жанру фантастики, а к своего рода философским трактатам на заданные темы. Немногие знают, но Вадим Александрович также писал и стихи. Вот, например, один из них:

Песня космоплавателей

Первая ступень – отъехала назад,
Вторая ступень – въехала под зад,
Третья ступень – так ее, раз так,
Ну а в четвертой – там взорвался бак!

Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!

Первая скорость – визжат тормоза,
Вторая скорость – выезжают глаза,
Третья скорость – темнеют небеса,
После четвертой – седеют волоса!

Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!

В первом отсеке – сломан агрегат,
Во втором отсеке – боцман-дурак,
В третьем отсеке – полетел домкрат,
Ну а в четвертом – мат-перемат!

Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!

Малый вперед – лететь долгий срок,
Средний вперед – заносит поперек,
Так значит – полный вперед,
Как того хочет бог!..

(0.17 ночи 1/2 октября 1998, Москва)


Нынешний координатор «Космопоиска» С. В. Александров написал как минимум два опубликованных в интернете эссе (под псевдонимом Сергей Соболь). Так, повесть «“Богатырская застава” в стратосфере» (1998) представляет собой сложную смесь жанров, сочетая в себе элементы научной фантастики и шпионского романа. При этом акцент сделан на описании патрульных полетов на стратегическом ударном самолете, обсуждении морально-этических дилемм военной службы и скрытого участия военного персонала в конфиденциальных операциях. В свою очередь, рассказ «На запасном пути» (2001) сочетает в себе элементы космической оперы и технотриллера. Общая атмосфера рассказа наполнена техническими деталями и описаниями космической техники, что придает ему научно-фантастический характер с акцентом на технологии и альтернативное будущее человечества. Еще один так и не оконченный и пока безымянный роман Сергея Викторовича посвящен космической тематике и рассказывает историю разведчика-нелегала Сайкина, который готовится к первой посадке на неизвестную планету Аглуак. Здесь сквозит тема взаимодействия между различными цивилизациями и проблематика первого контакта, особенно в том случае, когда одна из сторон значительно более технологически развита.

Около двадцати лет назад А. Б. Петухов, долгие годы курирующий в «Космопоиске» уфологическое направление, под впечатлением от посещений Медведицкой гряды написал повесть «Руины древнего метро» (2003). Ее персонажи – археологи, лингвисты и технологи – находят в подземных туннелях не только реальные артефакты, но и разгадывают тайны древних забытых языков, что позволяет им лучше понять собственную историю. «Руины…» – это попытка осмысления автором собственной идеи-фикс о дочеловеческих цивилизациях, или о древней высокоразвитой человеческой цивилизации, которая деградировала до первобытного уровня, после чего началась известная нам история. К сожалению, в настоящее время повесть так и не опубликована и предоставлена автором лишь для ознакомления.

М. В. Петрова, на протяжении многих лет возглавляющая группу «Казань-Космопоиск», также неоднократно писала рассказы, на которые ее почти всегда вдохновляли реальные происшествия. Так, рассказ «Неожиданная встреча» родился в 2010 году после наблюдений за небом, прошедших во время акции «Сурикат». Его, скорее, можно отнести к жанру ужасов, хотя в его основе – исследование человеческих страхов и реакций на возможность внезапного контакта с внеземным разумом. А в центре другого рассказа, тоже основанного на реальных событиях, – «Чёртово» (2012) – типичный городской житель Василий, который переезжает в деревню, унаследованную от тетки, и сталкивается с необычными полтергейстными явлениями. Хочется также заметить, что в оба рассказа вплетены элементы отечественного фольклора и мистики.

Активно публикуется в сети и представительница группы «Урал-Космопоиск» Ю. М. Якубова. Под псевдонимом Юлия Щёлокова вышла ее повесть «Смертельная привязанность» (2023) – своеобразный магический детектив и рассказ «Кодовое имя» (2022), в котором автор задается вопросом о том, каковы будут сказки в будущем о нашем настоящем. Рассказ «Смердящий Гаан» (2022) – аллегория о взаимоотношении людей в стиле фэнтези. Автор доносит до читателя мысль о том, как одни своим эгоизмом отравляют жизнь вокруг себя настолько, что остаются в полном одиночестве, отравленные и изуродованные своими действиями и высказываниями, а другие бескорыстно, принеся в жертву свои мечты, амбиции и желания, нивелируют этот вред по мере сил. Наконец, рассказ «На круги своя» (2022) можно отнести к мистике или социальной фантастике, ведь в нем развивается идея цикличности или синхроничности, причем, с точки зрения автора, повторяются как хорошие судьбы, так и горькие, и тяжелые.

В свою очередь, член группы «Санкт-Петербург-Космопоиск» А. В. Михайлов свой первый роман «П.И.Р.С. Неделя до Армагеддона» (2022), написанный в сеттинге постапокалипсиса, относит к жанру «социально-боевой фантастики». Автор поднимает вопрос о том, не последует ли возмездия или наказания от Высших сил за наши действия? Может быть, стоит вовремя остановиться и задуматься о последствиях того, что мы делаем?

pirs.jpgОбложка романа А. В. Михайлова «П.И.Р.С. Неделя до Армагеддона» (2022).

Сам я тоже написал несколько художественных рассказов и повестей. Что-то так и осталось неопубликованным, что-то – появилось в соцсетях, но моим официальным дебютом в жанре научной фантастики можно считать 2010 год, когда я небольшим тиражом выпустил книгу «Вселенная Пича Квачо» – космооперу о путешествии главных героев на самый-пресамый край мира. Затем в 2015 году я издал повесть «Мракоборец» в несвойственном до этого для меня жанре фэнтези. Однако совершенно неожиданно новый жанр позволил зацепиться за важные для меня вопросы и этические дилеммы, которые раньше постоянно оставались где-то на задворках.

И вот на днях в издательстве «Вече» вышел приквел «Мракоборца» – роман «И нет дорог в город тени» из цикла «Бремя Владыки». Здесь я в очередной раз смог раскрыть тематику «оживших» преданий и легенд, затронул вопрос о самой структуре нашей реальности и даже немного коснулся экологических проблем.

kniga.jpg
Обложка романа «И нет дорог в город тени» (2024).

Таким образом, можно говорить о двух своеобразных волнах интереса любителей фантастики и фэнтэзи, сотрудничающих с «Космопоиском». Первая волна, условно относящаяся к 1980-м – 2000-м годам, в основном продолжала развивать темы, поднятые еще А.П. Казанцевым (палеоконтакт и взаимоотношения с Внеземными цивилизациями). Второй же волне, старт которой также условно пришелся на 2010-е годы, свойственно раскрытие тем выбора путей развития человечества, переосмысление собственного фольклора и структуры нашей реальности, в основном относящихся к постапокалипсису, хоррору, мистике и непосредственно фэнтези. Конечно, во многом такое деление на «волны» условно. Однако лично мне кажется, что если члены «Космопоиска» продолжат эксперименты в области литературных жанров и направлений, то авторы второй волны так или иначе станут больше обращаться не к гипотетическому контакту с инопланетным разумом, а к вопросам осмысления нашей мифологии через призму ее архетипических образов и глубинным взаимоотношениям человека с самим собой и окружающей его природой.


Теги: Космопоиск

Источники информации:  www.ufo-com.net +