Автор: Ольга Подлужская, журнал «Гид Иркутск»
Земли Иркутской области и Забайкалья богаты уникальными природными объектами, местами «силы» и сакральными, запрещёнными для посещения обычными людьми, территориями. Думаю, именно поэтому к нам обратились сотрудники группы по изучению аномальных явлений «Космопоиск» с просьбой о помощи в организации экспедиции.
Итак, весной 2013 года, в Иркутск прибыли руководители «Калиниград-Космопоиска» Дмитрий Данилов и «Беларусь-Космопоиска» Илья Бутов. На весь маршрут с момента выхода из самолёта до отправки домой у экспедиции ушло пять суток.
Возле редакции журнала "Гид-иркутск".
Дача Лунного Короля и мемориал. Мифы, загадки и реалии
В первый день, чтобы дать поисковикам акклиматизироваться, решили не совершать дальних путешествий и ограничиться окрестностями Иркутска. Выбор пал на территорию за взлётной полосой аэропорта, где сейчас расположен Мемориал памяти жертв политических репрессий и где, буквально в нескольких сотнях метров от захоронений репрессированных, прежде была дача мистической личности, прозванной местным населением Лунным Королём. Речь идёт о политическом ссыльном, который проживал в этом месте в 1864 году. Человек имел редкое заболевание глаз, из-за которого не выносил солнечный свет и на улицу мог выходить только ночью. Прежде здесь уже проводили приборные измерения исследователи из «Иркутск-Космопоиска» и получили любопытные результаты.
Никита Томин, координатор отделения «Иркутск -Космопоиск» в специально подготовленном научном отчете описал, что приборы неоднократно фиксировали вспышки аномальной активности, а на видео удалось заснять самопроизвольное передвижение штатива.
Представители «Космопоиска» также изучили территорию Мемориала и место бывшей постройки дачи Лунного Короля. На этот раз их приборы никакой аномальной активности не зафиксировали. Я лично не специалист по всякого рода аномалиям, но прогуливаясь в этих краях с собаками (так вышло, что и моя дача расположена неподалёку) в самые разные лунные циклы и времена суток, ни разу ничего негативного на себе не ощущала, да и животные, которых аномальщики признают максимально чувствительными к паранормальным явлениям, всегда вели себя спокойно.
Дорога по серпантину. Предостережения и суеверия
На следующий день отправляемся в Тункинскую долину, богатую памятниками природы, истории и культуры. Что примечательно, административные границы Тункинского района полностью совпадают с границами Тункинского национального парка. Выезжаем из Иркутска в 5 утра. Погода не балует. Серое небо. Ветер. Морось. По пути, у придорожного ключика, окружённого повязанными залаа (разноцветными лентами) все мы оставляем монетки для «духов местности», как это и принято на нашей земле, с просьбой о лёгкой дороге.
В итоге, серпантин миновали благополучно. На спуске к Култуку купили байкальской рыбы всех сортов и способов приготовления. Перекусить остановились на льду Байкала.
Ступа «Даши Гоман»
На границе Тункинского района останавливаемся у возведённой в 2004 году ступы «Даши Гоман» (в переводе с тибетского «Множество дверей счастья»). Считается, что эта ступа просветляюще воздействует на ум человека. Причём, даже проходящие или проезжающие мимо могут испытать прилив необыкновенной ясности ума.
Поднимаемся по лестнице, по обеим сторонам которой грозными стражами восседают величественные львы, охраняющие буддийскую святыню от злых духов. Внутри обходим все сооружения, крутим молитвенные барабаны. Причём, считается, что делать это нужно с таким условием, чтобы, когда закрутился последний барабан, первый ещё не прекратил движение. Но, увы, у нас так не вышло: на улице дождь с мокрым снегом, напитавшиеся сыростью барабаны вращались с затруднением.
Водопады Аршана
Дальше двигаемся без остановок. До посёлка Аршан Тункинского района Республики Бурятия. Погода по-прежнему хмурится. Всех откровенно клонит в сон. Илья Бутов, руководитель «Беларусь-Космопоиска», предлагает отправиться на водопады.
Мы нехотя карабкаемся вверх по склизкой от влаги деревянной лестнице. Вершины окружающих гор скрыты за туманом. Но наградой за всё это – необыкновенно «вкусный» воздух, наполненный чудесным ароматом, в котором и хвоя, и смола, и багульник и ещё много всего неуловимо – чарующего… Вдыхаешь его полной грудью и, кажется, не можешь надышаться.
Всего на реке Кынгарга находится 12 водопадов. Мы посетили только первый и самый крупный из них, который находится в 1,5 км от курорта Аршан. Его высота 7 метров. Сейчас, во время непогоды, он не производит такого фееричного впечатления, каким оно бывает в солнечный день. Ни смотря на это, промокшие туристы в довольно большом количестве толпятся у хрупкого подвесного мостика над ущельем реки Кынгарга и фотографируются на память. Иван Кузнецов, наш фотограф, рискнул проползти по мокрой скале дальше остальных. На высоте порядка 4 – 5 метров, на небольшом скальном уступе, сидел медведь. Ну, собственно, не сам Хозяин тайги, а его статуя, выполненная почти в натуральную величину. Думаю, скорее всего, его затащили туда в зимний период по льду речки и подняли на уступ с помощью верёвок.
Водопад.
На обратном пути посетили знаменитые источники Аршана. Пили кисловатую воду с сильным привкусом железа, исцеляющую заболевания желудочно – кишечного тракта, ловили пузырьки природного газа и охапками направляли его в область глаз на, соответственно, глазном источнике.
Вечером хозяйки домика, который мы заблаговременно забронировали для проживания, накормили нас вкуснейшим борщом с пампушками и бурятскими позами. По бурятскому обычаю мы «покапали» на печку водкой для того, чтобы умилостивить «духов» . Кстати о «духах», хозяйка призналась, что где-то неподалеку есть дом, где из-за них не получается заселить туристов, но на отрез отказалась нам сообщать где он находится. Наскоро позавтракав, отправляемся в Хойморский дацан, расположенный примерно в километре от посёлка Аршан (в долине реки Барун-Хандагай – левого притока реки Тунка). Пока все участники экспедиции прогуливаются по «Святой поляне», Дмитрий Данилов, руководитель «Калининград-Космопоиска» входит в само помещение дацана и остаётся там на службу. После выходит с загадочно-просвящённым выражением лица. На наши вопросы о его состоянии никаких пояснений не даёт. Мол, нужно будет – сами поймёте!
На обратном пути из дацана справа от дороги посетили мы и «каменные городища», если можно так сказать. По сути это – целая поляна, сплошь застроенная обо (каменными кладками). Это особенно пришлось по душе Ильи Бутова, исследователя культовых и астроархеологических каменных сооружений. Считается, что если в этом месте сложить пирамидку из камней и загадать желание, оно непременно сбудется. Единственное – желание не должно быть связано с обогащением.
"Сад обо".
По возвращении в Аршан посещаем и местный парк. Одна из основных достопримечательностей здесь – 500-летняя лиственница. Вдвоём такую явно не обхватишь! В обхвате лиственница на уровне среднего человеческого роста порядка 4-х метров (прикинули по обхвату рук и оставшейся свободной части лиственницы).
Целебные источники Тункинской долины
В этот же день отправляемся дальше. Наша хозяйка Галина посоветовала нам посетить целебные источники Хонгор-уулы, похожие на Шумакские, только, по её словам, «не так загаженные» (речь в последней фразе шла отнюдь не о «мусоре»).
Пробираемся в распадок по просёлочной дороге, после прошедшей непогоды вообще малодоступной для проезда. И если бы не автомобиль «TOYOTA LAND CRUISER», на котором осуществлялось всё путешествие, и мастерство его водителя Ивана Кузечева, возможно, нам так бы и не довелось на этот раз посетить целебные источники.
По дороге то и дело встречаются глубокие лужи. Объехать их нет никакой возможности. Кругом тункинская тайга. Иван Кузечев с помощью ваги тщательно исследует дно, затем одно за другим преодолевает препятствия. И так километров 20.
Добраться до пункта назначения непросто.
К самим источникам мы не проехали. Честно сказать, не заметили объездной дороги вброд через речку Харагун. Зато получили незабывамые впечатления, прогулявшись через неё по подвесному мосту и дальше по тайге. В этом таёжном уголке расположены 10 источников от самых разных хворей: лёгочный, нервный, почечный, мужской, женский и другие. Некоторые из источников выбиваются из-под земли буквально в нескольких метрах друг от друга. И каждый из них имеет свой вкус. На печёночном источнике (вода с горьким привкусом) встречаемся с тункинскими бурятами. Две женщины и мужчина с флягами. Мужчина представляется Юрием и поясняет:
- Здесь живёт дедушка Жадан. Так-то он очень сильный. Сколько людей сюда приезжало, если не так себя ведут, он сам спускается и тогда плохо будет. Нельзя шуметь в этом месте, водку пить нельзя, а то Он спустится и всем плохо будет. Вот жили здесь начальники из Иркутска, нагло себя вели. Потом так испугались, что ночью убежали. А вот «капать» обязательно нужно. Только в специальном месте. Мы вот покапали, настроение хорошее. Сейчас вот аршана попьём. Вот эту воду именно с похмелья пьём.
Под дедушкой Жадан Юрий имеет в виду Хозяина ущелья, в котором расположены источники. Набираем воды, оставляем монетки.
- А где здесь мужской источник? – задаю Юрию очередной вопрос. Тот в ответ хитро улыбается:
- А нету здесь мужского источника.
Ладно, думаю, сами найдём. И действительно нашли. Рядом с женским. Спутать их ни с какими другими невозможно. В самом истоке мужского лежит огромный каменный фаллос. Сверху воткнуты деревянные символы, повязанные лентами.
В воде содержится много металлов.
Буквально в нескольких метрах женский источник. О его принадлежности красноречиво свидетельствуют многочисленные куколки, игрушки и женские украшения. Интересно, что ни к женскому, ни у мужскому источникам указателей нету. То ли для себя местные берегут, то ли по другой причине…
Не менее знаковым оказался и желудочный источник. Здесь сооружено святилище с изображением Далай Ламы и прочими буддийскими молитвенными атрибутами, лежат монеты и стоит полная (!) бутылка водки.
Воду из каждого набрать мы, конечно, не смогли. Просто не запаслись нужным количеством ёмкостей. Зато воды попили из всех. И мысленно поблагодарили не только духов местности, но и людей, которые благоустраивали этот дикий уголок. К большинству источников проложены деревянные настилы. У каждого заботливо оставлены ковшики или кружки.
На дорогу выбираемся, когда уже темнеет. В Иркутск приезжаем ночью. Уставшие, но довольные прошедшим маршрутом, интенсивностью и разнообразием впечатлений.
Бабушка Шанту
Третий день пребывания и третий маршрут. На сей раз отправляемся в деревню Ирхидей Осинского района к практикующим потомственным шаманам Надежде Ципыловой-Спасовой и Спасу Спасову. Они – брат и сестра, дети древнего шаманского рода, получившие свои способности в наследство от родителей.
У калитки Надежды стоят машины. Шаманка просит подождать, у неё посетители. Чуть позже приходит и наша очередь. Для начала в местном магазине Илья Бутов, который и будет своего рода «подопытным кроликом», приобретает все необходимое для него. Затем отправляемся на побережье Братского водохранилища, к местной святыне, горе Шанту (по местным преданиям здесь обитает дух их землячки, бабушки Шанту, которая при жизни многим помогала, исцеляла бездетных). У подножия горы стоит родовое сэргэ (в переводе с бурятского коновязь), обвязанное зала (лентами и платками).
Надежда осматривает нас: мужчины должны быть подпоясаны, женщина в длинной юбке с закрытыми руками и ногами. Для обоих полов обязателен головной убор.
Шаман Спас разводит обрядовый костёр. Запаливает кору священной для осинских бурят пихты и дымом окуривает каждого из нас, чтобы очистить перед обрядом дух и тело.
Во время самого обряда шаман Спас читает молитвы на бурятском языке, обращаясь к бабушке Шанту, делает неоднократные подношения белой пищей (молоком), табаком и водкой. Последний этам – возложение монет и повязывание залаа (ленты голубого и белого цвета Илья заранее купил в Иркутске). И вот тут началось самое необыкновенное: в чистом до этого небе появились священные по поверьям бурят орлы, а со стороны горы бабушки Шанту прилетела бабочка и устремившись прямо к Илье, стала порхать с ним рядом, и даже села на руку. Как бы говоря: «Всё у тебя хорошо будет»!
Шаман Спас предоставляет свою руку в наше "использование" после проведения им специального обряда.
После обряда возвращаемся домой к Надежде. На старинном столике, доставшемся ей от мамы – предсказательницы, потомственная шаманка раскладывает для каждого из нас карты. Подробности предсказаний, по понятным причинам, озвучивать не буду. Во время гаданий ребята так же зафиксировали приборами повышение температуры тела и всплеск низкочастотного электрмоагнитного поля. Помимо всего прочего это может свидетельствовать об активности некоего неидентифицированного аномального фактора. Ещё добавлю: напоследок Надя предупредила меня, что «ожидает опасность на дороге». Мы отправились домой и действительно, через несколько километров пути после подъёма неожиданно в свете фар увидели лежащую посреди дороги шину от камаза. И опять же водитель Иван Кузечев среагировал молниеносно. Небольшое движение руля, и автомобиль (благо, высокая подвеска) пропустил её буквально в миллиметрах между колёс. Дальше до города ехали без приключений.
Гора самоубийц, гротик «сибирской принцессы» и Сухое озеро
Наконец настал последний день нашей экспедиции по аномальным местам. На этот раз решено было отправиться по Голоустненскому тракту вплоть до озера Байкал с нашей, Прибайкальской стороны, которое наши гости видели в самом начале пути под моросью в посёлке Култук со стороны Забайкалья. Первая точка маршрута – так называемая скала самоубийц в посёлке Малое Голоустное Иркутского района. По рассказам местных жителей, отсюда неоднократно сбрасывались из-за несчастной любви молодые парни.
Илья Бутов и Дмитрий Данилов исходили всё пространство у подножья скалы с приборами, замерили, в том числе, и радиационный фон. Лишь единожды измеритель модулированного инфракрасного излучения выдал повышенные показания. В остальном всё в норме.
Следующая остановка – гротик между посёлками Нижний Кочергат и Большое Голоустное. Прежде здесь лежала мумия девочки, которую некоторые успели прозвать сибирской принцессой (на манер алтайской). И также никаких отклонений в аппаратуре. Кстати, в отличие от Тункинского района, оба эти места никакими ленточками не обозначены. Тот же гротик можно посетить, только зная точное место его расположения. И лишь внутри видно, что местные всё же чтят это место. В скальных расщелинах лежат сигареты, монетки и зажигалка…
Едем на Сухое озеро. Нам порекомендовал посетить его осинский шаман Спас. По его словам, озеро это названо так потому, что лишь раз в 4 года наполняется водой. И именно сюда съезжаются шаманы и экстрасенсы, чтобы «зарядиться энергией».
До озера нужно порядка полутора километров подниматься по распадку. А потом, за сопкой открывается его котловина. Во время нашего визита воды в озере не было. По «побережью» чётко видны следы щелочных отложений. Само «дно» довольно влажное. Члены «Космопоиска» достают приборы и в очередной раз за этот день начинают проводить измерения. Показания по-прежнему в норме.
Составление "температурной карты" так называемого "мужского" и "женского" камней, расположенных на берегу озера.
Честно сказать, подобные озёра, то исчезающие, то появляющиеся вновь, мы с фотографом Иваном Кузнецовым не единожды наблюдали в Ольхонском районе. Так что по-началу это озеро нас ничем особенным не удивило. Пока поисковики бродят по котловине, я удобно устраиваюсь на торчащем из земли корне сосны. Сижу и любуюсь природой. И тут замечаю, что в ушах появляется странный гул. Само состояние настолько приятно, что хочется просто сидеть вот так долго-долго. И просто смотреть на вершину горы, на деревья, саму котловину Сухого озера.
Ко мне подошёл наш водитель Иван Кузечев с навигатором в руках и воскликнул от удивления: прибор в этом месте показывал скорость 1,9 км в час! Мы при этом не двигались! Подошли и остальные участники экспедиции и буквально обомлели. Именно здесь измеритель модулированного инфракрасного излучения стал выдавать такие показания, каких, признаётся Илья Бутов, он не видел за всё время работы с этим прибором. Примечательно, что буквально в нескольких метрах от меня показания опять приходили в норму…
На мой вопрос, что это значит, поисковик пояснил, что ИК-излучение – это тот же свет или тепло и может свидетельствовать о каком-то периодическом процессе, излучении чего-то. Вспышки модулированного излучения выявлены и в полтергейстных квартирах и даже при проведении измерений на некоторых «беспокойных» кладбищах. О чем это может свидетельствовать, исследователи пока сами не знают. Я же без всяких приборов чувствовала в этом месте тепло, и меня раздражала начавшаяся здесь суета.
Приятный сюрприз поджидал нас и на побережье Байкала! На льду нас встретили журавли! Честно сказать, не каждый день удаётся полюбоваться подобным зрелищем!
Конечно, далеко не все аномальные территории и сакральные места мы успели посетить за такой короткий промежуток времени. Много интересного осталось на пройденных нами маршрутах. Что уж тут говорить о землях, где мы просто не успели побывать. К примеру, тот же Ольхонский район, где расположена одна из девяти святынь Азии скала Шаманка, где писаницы и стоянки древних людей, курыканская стена, солёные озёра и многое, многое другое. Радует, что маршрут экспедиции и без того был максимально насыщенным. А у членов «Космопоиска» теперь есть повод вновь вернуться в наши края, чтобы ещё не раз соприкоснуться с таким запредельным, какое не научились ещё фиксировать изобретённые человечеством приборы.
Фото Ивана Кузнецова и Ильи Бутова.