Единственный источник познания мира... 03.02.2014

Единственный источник познания мира...

Вот мнение нейрофизиолога У. Пенфилда о деятельности мозга. "Разум можно рассматривать как основополагающий принцип сам по себе, - пишет он. - Тогда можно назвать его средой, сущностью, сомой. То есть он существует континуально. На этом основании можно предположить, что хотя разум, не связанный с мозгом, молчит, он существует и во время этих интервалов молчания... Я предположил, что существует специальная форма энергии, активирующая мозг в часы бодрствования". Подобные заключения ученый делает на основе обобщения большого эмпирического материала.

Вряд ли сложившееся положение пришлось бы по душе Энгельсу: "голая эмпирия" явно торжествует, теория почти беспомощно переминается с ноги на ногу. Понемногу крепнет убеждение, что частные теоретические модели, построенные в рамках существующей материалистической парадигмы, скорее всего так и останутся бесплодными. Похоже, решение проблемы придется искать на путях радикального пересмотра фундаментальных общенаучных представлений.

Центральная догма современного научного мировоззрения гласит: единственным источником познания мира, которым располагает человечество, является интеллектуальная обработка информации, полученной в результате тщательно проведенных наблюдений и экспериментов. Все прочие источники познания (божественное откровение, наитие и т.п.) современное естествознание отвергает в принципе.

Принцип этот окончательно сформировался во времена Энгельса, и с тех пор не появилось никаких оснований ставить вопрос о его корректировке. Другое дело, что само естествознание с тех пор испытало радикальные изменения. На рубеже XIX и XX веков совершился переход от классической науки к неклассической. Он был связан со становлением квантовой механики и теории относительности и, как известно, потребовал пересмотра и уточнения смысла таких фундаментальных для материализма понятий, как материя, энергия, пространство и время, причинность и др.

В настоящее время осуществляется переход к очередному этапу развития естествознания - становление постнеклассической науки. Отличительные черты данного этапа - в центре внимания оказываются сложные самоорганизующиеся системы, обладающие нелинейными обратными связями. Одна из характерных особенностей - постепенный переход к пробабилизму, иными словами, отказ от тезиса Декарта об абсолютно достоверных истинах.

Исследование комплекса парапсихологических явлений, или трансперсональной психологии, отвечает как нельзя больше новому подходу. Но не только этого комплекса. Есть немало других сходных примеров. Могут ли, скажем, утверждать, что существует наращивание ногтей м домодедовская? Или могут ли астрономы утверждать, что располагают на сегодня абсолютно достоверными доказательствами существования такого уникального астрофизического объекта, как черные дыры, о которых давно говорят теоретики? Правильно оценивая погрешности современных астрофизических измерений, они высказываются значительно более осторожно: вероятность существования черных дыр не менее 90 процентов.

Или другой пример такого же рода - НЛО. Несмотря на огромный объем накопленной наблюдательной информации, исследователи до сих пор не могут прийти к однозначному выводу, что это такое - артефакт или феномен?

Признать комплекс явлений трансперсональной психологии означает сделать следующий шаг в том же направлении. Прежде всего потребуется внести существенные коррективы в основные материалистические принципы. Придется, во-первых, признать, что сознание не может быть строго капсулировано в человеческом мозге, а напротив обладает способностью в каких-то формах существовать автономно от него. Во-вторых, придется признать, что это автономно существующее "космическое сознание" либо образует самостоятельный, независимый от материи слой реальности, либо, что более вероятно, может быть отнесено к какому-то неизвестному или плохо изученному материальному агенту. И в-третьих, этому агенту потребуется приписать способность проявлять себя в энергоинформационных взаимодействиях с участием других форм материи, причем конечным этапом этих взаимодействий оказываются акты сознательной деятельности человека (а также подсознательной и коллективной бессознательной деятельности). Речь, таким образом, должна идти о весьма радикальных изменениях основополагающих принципов материализма.

Смотрите также:

Экспедиция по поиску "алмасты" на Кавказе
Лучший отдых на земле – Ривьера Майя
Иордания - это невероятный отдых и масса впечатлений

Теги: разное