http://proffsvet.ru/ купить промышленные светодиодные светильники.

Новости



Общая информация
Карта

Колеи Мальты

21.01.2014


Средиземноморские острова Мальта и Гозо называют "остатками Атлантиды" и "европейской пустыней Наска" из-за одной особенности: там, где на поверхность выходят коренные породы, почти всюду видны параллельные борозды или колеи. Эти колеи иногда уходят под воду, где скрываются под слоями ила и песка. Когда-то их было больше, но за истекшие века многие колеи исчезли под домами и дорогами.

Колеи на Мальте
Типичная колея, поврежденная эрозией.

Глубина колей, прорезавших известняк, колеблется от 2 до 67,5 см, причем в некоторых местах глубина может изменяться на 10-15 см на протяжении 200 метров. Поперечное сечение колей разное, но обычно сверху они шире, чем на дне, образуя U- или V-образный профиль. Ширина колеи у поверхности колеблется от 8 до 53 см, на дне от 6 до 14 см. Среднее расстояние между колеями - 1,4 м. Телеги, которые использовались на Мальте вплоть до начала ХХ века, имели такую же ширину оси, их можно было без труда закатить в древнюю колею. То, что колеи очень древние, было понятно сразу: некоторые могилы финикийцев, владевших островами с 800 года до н. э. по 218 г. до н. э., вырублены в известняке поверх колей.

Сами колеи не вырубались: создается впечатление, что когда-то здесь лежала грязь, по которой ездили телеги, а потом она превратилась в камень. Правда, тут есть одно "но": следов лошадей, быков или людей, которые тянули телеги, нигде не видно. По сторонам некоторых колей есть параллельные углубления, возможно, кем-то протоптанные, но нет отдельных следов. В 1955 г. компания "Би-Би-Си" провела эксперимент, запустив в колеи колесную телегу, сани и волокушу. Только волокуша смогла проехать по древней колее и не застрять. Однако тщательное изучение среза одной из колей доказало, что она могла быть оставлена только высоким колесом.

Колеи на Мальте
Схема расположения колей.

До тех пор, пока колеи изучались историками, оставались загадки: как могли древние телеги прорезать колеи в твердом камне? Сколько тонн надо было нагрузить или сколько раз проехать по одному месту? Почему колеи исчезают под водой?

На эти вопросы ответили в 2008 году геоморфологи Дерек Моттерсхед, Алистер Пирсон и Мартин Шефер из Портсмутского университета. Они взяли пробы пород в тех местах, где видны колеи, и проверили их на прочность в сухом и влажном виде. Как оказалось, известняки Мальты непрочные даже в сухом виде и при увлажнении теряют до 80% прочности!

Колеи на Мальте
Поперечный срез колеи с характерным перекосом, доказывающим, что она оставлена колесом.

Ученые рассчитали вес телеги, исходя из размеров колеи и предположив, что у нее было всего два колеса, целиком вырубленных из дерева и не разделенных на спицы, обод и ступицу. Получилось порядка 250 кг. В большинстве мест Мальты для того, чтобы продавить колею в горных породах в увлажненном состоянии, достаточно веса самой телеги, а в сухом состоянии - телеги плюс не очень большой груз (600-900 кг). Если вспомнить, что колеи появились во времена строительства дольменов и неолитических храмов и многие из них начинаются в каменоломнях, понятно, что с тяжелыми грузами у древних жителей Мальты не было проблем.

Колеи на Мальте
Схема сети колей в Misrah Ghar il’Kbir, прозванная англичанами "Clapham Junction" в честь лондонского вокзала.

В неолитические времена поверхность островов была ровнее, а голые скалы и неровности прикрыты тонким слоем почвы. Колеи, врезавшись в почву, после первой же поездки доходили до известняка и проникали в него. Потом почву унесла эрозия, а то, что осталось, жители вынуждены были тщательно сохранять за защитными стенками. Во времена, когда островом владели арабы, туда даже привозили землю на кораблях. Строительство храмов и дольменов подорвало экологию острова, который уже не мог прокормить прежнее население. Те, кто выжили, не смогли сопротивляться экспансии финикийцев.

Но почему часть колей уходит в море? Карел Хьюгс, изучая геологию островов Мальта и Гозо, нашел следы "сравнительно недавней геологической нестабильности": свежие разломы, поднятия, сдвиги, перерезающие многочисленные пещеры на острове, перемещенные отложения. После столь мощных катаклизмов, которые продолжались и в исторические времена (землетрясение 1693 г., сопровождающееся цунами, до сих пор помнят на Мальте), часть береговой линии вместе с колеями могла уйти под воду. К тому же за последние 3000 лет уровень Средиземного моря заметно поднялся, что не могло не сказаться на мальтийском побережье.

Лит.: Mottershead D., Pearson A., Schaefer M. The cart ruts of Malta: An applied geomorphology approach. Antiquity, Vol. 82, № 318, 2008, р. 1065-1079; Fenton, E. G. The Maltese Cart Ruts. Man, Vol. 18 (May 1918), p. 67-72; Zammit, T. Prehistoric cart-tracks in Malta. Antiquiy, Vol. 2, 1928, p. 18-25; Hughes, K. Persistent Features from a Palaeo-Landscape: The Ancient Tracks of the Maltese Islands. The Geographical Journal, Vol 165, № 1, 1999, p. 62-78; Sagona C. Land Use In Prehistoric Malta. A Re-Examination of the Maltese "cart ruts". Oxford Journal of Archaeology, Vol. 23, № 1, 2004, р. 45–60; Hirst, Kris. Cart Ruts on Malta. [Электронный ресурс] Код доступа: http://archaeology.about.com/od/caterms/qt/cart_ruts_malta.htm; Bugeja, Anton. Methods of Date Assignment for cart-ruts in the Maltese Islands: Discussing relationships with Bronze Age fortified settlements on promontories. The Oracle, 2001, № 2, p. 23-25; Чья колея? Иллюстрированная Наука, 2011, № 13(18), с. 75.
М.Б. Герштейн
Теги: исторические артефакты

загрузка карты...


загрузка карты...

Обсудить: Тема на форуме
Перейти на общую карту