Актуально



Новости


Загадки горы Карком, или 17-я экспедиция группы “Израиль-Космопоиск” 30.01.2015

Загадки горы Карком, или 17-я экспедиция группы “Израиль-Космопоиск”

Автор: Андрей Бакалдин, Виктор Завгородни


Загадки горы Карком, или 17-я разведэкспедиция группы “Израиль-Космопоиск”

 
Идея провести экспедицию в районе горы Карком, родилась еще в сентябре 2010 года, в результате проведенной 9-ой экспедиции группы на территории крупнейшего в мире эрозийного кратера Рамон. Фотоотчет (http://vk.com/album-6143475_116709272). 

Проведенная экспедиция выявила в районе кратера множество геологических аномалий, и лишь часть из них имела научное объяснение. На будущее были запланированы как минимум 2 экспедиции – исследования Большого и Малого кратера, расположенных к северо-востоку от кратера Рамон, а также исследование горы Карком и прилегающей территории, расположенных к югу от кратера. Единственной информацией, которой мы обладали на тот момент: Хар-Карком находится на территории закрытого военного полигона, единственная известная нам дорога проходит по трассе 171, далее идет несколько десятков километров дороги по пересеченной местности, проехать по которой можно как минимум на двух джипах, по принципу – если первый увязнет, то второй его вытащит. По причине отсутствия у группы двух джипов и незнания точного маршрута, экспедиция была отложена на неопределенное время.

История вопроса:

На сегодняшний день существует как минимум 10 версий о возможном местоположении библейской горы Синай: 


1) По официальной версии, “настоящая” гора Синай, или “Джебель Муса”, находится на юге Синайского полуострова, у подножия которого расположен монастырь Святой Екатерины, один из древнейших христианских монастырей, основанный в 4 веке н.э.

2) По версии исследователя Илеля Гальперина, гора Синай должна находиться на пересечении древних царств Моав, Эдом и земли Ханаанской. Точное расположение – к югу от русла реки (Нахаль Зарэд или Вади Хаса), расположенной в современной Иордании. 

3) По версии доктора Илана Цви, горой Синай следует считать гору, на которой расположен археологический объект 
Serabit el-Khadim, где в 1905 году были найдены развалины храма египетской богини Хатхор, а также древние надписи на “протосинайском” языке, один из самых ранних примеров “финикийского алфавита”, на основе которого в последствии возник древний иврит. Гора находится на юге Синайского полуострова, к северо-западу от “Джебель Муса”. 

4) По версии американского исследователя Говарда Блюма, библейской горой является гора Gebel el-Lawz, расположенная в Саудовской Аравии, близко к границе с Иорданией. Эта версия не находит сторонников среди других исследователей, и расположена вдали от упомянутого в библии маршрута исхода евреев из Египта. 

5) По версии профессора Менаше Ар’эля, библейской горой можно считать Jebel Sin Bishar, расположенный западнее русла реки Wadi Sudar, на западе Синая.

6) По теории других исследователей, в их числе израильского археолога Йонатана Ахарони, горой Синай стоит считать Джебель Хелаль (выс. 892 метра), расположенную к югу от вади Аль-Ариш. По их мнению, это подтверждает теорию "северного пути" во время исхода евреев из Египта. По мнению противников этой версии, археологические находки в районе горы Хелаль относятся к каменному веку, а также к римско-византийскому периоду, и нет ни одной находки, относящейся к предполагаемому периоду исхода. 

7) Джеймс Кэмерон и Симха Якобович, в документальном фильме “The Exodus Decoded” (2006), предложили считать библейской горой, вершину Hashem el-Tarif (выс. 874 метра), расположенную на северо-востоке полуострова. 

8) По мнению профессора Исраэля Кноэла, из Еврейского университета, никакой горы Синай не существует. А имеет место быть религиозная манипуляция с одним из текстов взятом из книги “Тээлим” (Псалтырь) – “Элохим это Синай”, описывающим древний ритуал, не совпадающий с верованиями более поздних редакторов священного писания. Была попытка исказить текст, отождествляющий еврейского бога с семитским богом луны Сином (Синай на ханаанском наречии), и привязать это имя к географическому району, пустыне между Египтом и землей Ханаана. Имя Синай не упоминается ни в одном небиблейском источнике по отношению к данному региону, и на территории полуострова не найдено ни одной археологической находки, подтверждающей поклонению богу Сину. 

9) Американский исследователь Захария Ситчин, в своей книге “Колыбели Цивилизации”, описывает свой долгий путь в поиске истинной горы Синай. По его утверждениям, впервые ему удалось пролететь над предполагаемой горой Синай в 1977 году, когда ему удалось сделать четкие снимки горы и якобы лежащего на вершине белого искусственного объекта, похожего на НЛО. В 2007-ом году к предполагаемой библейской горе (по версии Ситчина) или Гебель-эль-Брук (407 м), была организована экспедиция под руководством Георгия Гречко (летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза) и Вадима Черноброва (руководителя объединения "Космопоиск"). Подробный отчет об экспедиции выложен тут: http://www.astronaut.ru/bookcase/article/ar126.htm 

10) Хар-Карком, по-арабски Джабаль-Идейд (выс. 842 м.) — гора на юго-западе пустыни Негев в Израиле, на полпути из Петры до Кадеш Барнеа. По мнению профессора археологии Эммануэля Анати, если сыны Израилевы, пересекая Синайский полуостров, двигались по прямой в направлении Петры, их путь должен был проходить мимо Джабаль-Идейд. Профессор Анати провел раскопки на горе Карком, и обнаружил здесь крупнейший культовый памятник, который использовался в течение длительного периода, начиная с верхнего палеолита и до бронзового века. На горе было найдено множество алтарей, кромлех и менгиров и более 40000 наскальных рисунков.
У подножия горы Анати обнаружил некое подобие алтаря, состоящего из двух линий каменных стел, по 6 в каждой линии, напоминающие памятник созданный Моисеем: “Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего, он поставил жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых” (Исход. 24:4б-8). Другой наиболее известной находкой на горе Карком является наскальное изображение некой формы, состоящей из десяти прямоугольников. По версии профессора Анати это ничто иное как изображение “Лухот а-Брит” (или “Скрижали Завета”). Большинство представителей академии встретило в штыки теории Анати, утверждая что пик религиозной активности в районе Каркома пришелся на 2350-2000 годы до н.э., в то время как библейских Исход датируется по разным оценкам между 1600-1200 г. до н.э. В ответ Анати предложил пересмотреть дату Исхода и датировать это событие концом 3-го тыс. до н.э.


“Снэ А-Боэр” на горе Карком

17 ноября нам на глаза попалась статья, опубликованная на новостном портале ynet от 16.12.11, и набравшая 371 комментарий пользователей. 

Название статьи: ‘’Снэ А-Боэр” (Неопалимая Купина)* был обнаружен на горе Карком. 
Оригинал статьи на иврите: (http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4159846,00.html)

  • Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.


Автор статьи журналист Зив Райнштейн описывает свою поездку на гору Карком, чтобы исследовать странное явление света, похожего на огонь, появляющегося из скалы каждый год в определенные числа декабря. “С начала декабря можно наблюдать труднообъяснимое явление, которое просто необходимо увидеть своими глазами: начиная с 12 часов дня из отверстия в скале появляется свечение золотого и оранжевого света, похожее на огонь. Это явление длится около часа и затем исчезает, но период наибольшей яркости свечения длится считанные минуты. Непонятно что заставляет свет освещать края отверстия в скале и выглядеть как огонь, но пик яркости этого явления приходится всегда на 21 декабря, день зимнего солнцестояния и самый короткий день в году.


Это необъяснимое явление обнаружил в 2004 году Игаль Гранот, эколог и экскурсовод из поселка Сдэ Бокер во время одного из подъемов на гору. Этим открытием он поделился со своим другом доктором Хаимом Бергером, уже знакомым с теорией профессора Анати. Когда тот увидел явление своими глазами, у него родилась идея что данное явление света выходящего из скалы, ничто иное как "Снэ А-Боэр" (явления несгорающего куста Моисею) известное нам по книге Исход. Район в котором расположена гора Карком является территорией военных учений Армии Обороны Израиля (Цахал), и доступ туда возможен только в выходные дни и по праздникам. По пути к вышеупомянутой скале, Хаим Бергер показывает журналисту наскальный рисунок похожий на изображение Меноры (семисвечник и один из древних символов иудаизма). По его мнению, этот рисунок является топографической картой, указывающей по направлению к светящемуся явлению, а указание сделать Менору было дано Моисею на горе Синай… (“И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его…” Исход, глава 25, 31-32).


По мнению Зива Райнштейна, если поставить вместе все находки в районе горы, такие как изображение меноры возрастом несколько тыс. лет, наскальные изображения скрижалей завета (Лухот А-Брит), изображения посоха и змей, древнее святилище обращенное на восток, расстояние 11 дней пути от горы Хорэв (синоним горы Синай), до Кадеш Барнеа, и наконец являние “Снэ А-Боэр” – только подтверждают теорию того, что гора Карком может являться библейской горой Синай. Но железные доказательства этой теории, так и не были предоставлены ни одним из исследователей.
(Перевод с иврита А. Бакалдин)

Итак, у нас накопилось достаточно материала для проведения полноценной экспедиции. 

ЦЕЛИ запланированной экспедиции были поставлены следующие: 

1) Проведение разведки на местности, с целью уточнения всех возможных маршрутов проезда к горе Карком, а также выявление наиболее удобного из них, для последующих экспедиций в данный район. 

2) Наблюдение явления “Сне А-Боэр”, попытка подобраться вплотную к отверстию в скале, недоступном (по заявлению свидетелей) без специального снаряжения, и попытка разобраться в природе данного явления. 

3) Картографирование максимального кол-ва петроглифов, высеченных в местном камне, выявление повторяющихся мотивов в изображениях и попытка объяснить изображение, именуемое в народе “Лухот А-Брит” (Скрижали Завета). 

Оставалось решить проблемы технического плана. Для этой цели на двух знакомых нам израильских русскоязычных форумах было размещено предложение провести совместную поездку к горе Карком в 20-х числах декабря. 

На наш запрос откликнулись ребята из:
“Клуба Путешественников YOTAN.ORG” (http://www.yotan.org/forum/index.php), 
а также ребята из клуба “4x4 ИЗРАИЛЬ.RU_ЛИТ” (http://www1.4x4israel.com). 

Экспедиция была запланирована на пятницу-субботу 19-20 декабря 2014 года. Состав группы: 9 человек на 4-х внедорожниках.


Первый день экспедиции 19.12.2014

Первая часть группы из 3-х человек на одном джипе стартовала из города Беер-Шева в 8:30 утра. Проехав на юг около 80 километров по 40-й трассе, мы остановились на перекрестке (цомер А-Рухот), не доезжая считанных километров до Мицпе Рамон. Там мы присоединились ко второй части группы. Ребята неоднократно бывали в исследуемом нами районе и прекрасно знали все возможные проезды до горы Карком. На месте был составлен предварительный план предстоящей поездки: движемся на юго-запад по 171 трассе около 28 километров, где съезжаем с асфальта и продолжаем движение по пересеченной местности по высохшему руслу рек (нахаль Лоц и нахаль Арод). 


Съехав с трассы, мы следуем по синему маршруту джиповки согласно топографической карте около 8 км. Поворачиваем строго на юг и движемся еще около 12 км по красному маршруту, где останавливаемся на парковке. Оставляем наши внедорожники и начинаем 3-х километровый подъем на одну из самых высоких гор в данном районе - Хар Ариф (высота 956 м). 


С обеих сторон горы заметны два небольших кратера, образовавшихся в результате эрозии, где можно наблюдать обнажившиеся слои пород относящихся к Триасовому, Юрскому и нижнему Меловому периоду. Делаем небольшой привал на вершины горы, представляющей из себя небольшую круглую площадку диаметром в несколько десятков метров, и отправляемся в обратный путь. 


Проехав от парковки около 500 метров по красной джиповке, поворачиваем на восток, и движемся по зеленому маршруту еще около 10-11 км. Весь проделанный маршрут можно оценить как маршрут средней степени проходимости, есть участки пути, которые нам приходилось преодолевать с особой осторожностью. Съезжаем с зеленого на черный маршрут джиповки, который разделяется на две ветки – одна поворачивает на юг и идет в сторону горного перевала (Маале Карком), другая идет на восток, спускаясь в русло реки (нахаль Карком).


Южная ветка нам не подходит по нескольким причинам: несмотря на то, что с данной точки она является самой короткой дорогой до горы Карком, на топографической карте она обозначена как разрушенная дорога, а в наступающих сумерках через пару километров нам придется останавливаться на ночевку прямо посреди пустыни. Мы выбираем восточное направление, спускаемся в высохшее русло реки Карком и в полной темноте едем еще порядка 10 километров, где русло нахаль Карком соединяется с руслом нахаль Фаран, и преодолев еще 3-4 километра по красной ветке, выезжаем на 40-ю трассу. 

Проехав по трассе на юг около 8 км, мы съезжаем на грунтовку и добираемся до окончательной цели первого дня экспедиции (парковка нахаль Цихор). Вскоре к нам присоединяется третья часть нашей группы, и мы разбиваем ночной лагерь.

Второй день экспедиции 20.12.2014 

Подъем в 7 утра, ровно в 8:00 наша группа уже выезжает по красному маршруту в направлении горы Карком. Путь наш проходит по высохшему руслу реки Цихор, укатанная джиповка позволяет нам двигаться в быстром темпе со скоростью 60-80 км в час. В русле реки встречается бурная растительность, здесь можно встретить такие виды деревьев как Шитат Ха-Негев (Vachellia gerrardii), редкий вид акации, достигающий в высоту до 8-12 метров и произрастающий в основном на юге пустыни Негев и долины Арава, а также “Эла Ха-Атлантит” (Pistacia atlantica), или Фисташка Атлантическая, достигающая в высоту до 9 метров.


В районе Борот Луц (древние колодцы с дождевой водой), мимо которых мы проезжали вчера, встречаются виды Pistacia atlantica возрастом в несколько сотен лет. Любая растительность в условиях пустыни сконцентрирована в основном в районе пересыхающего русла реки, разливающейся во время зимних ливней, вокруг крупных камней и трещин в скалах, везде, где может накапливаться дождевая вода, а также в районах подземных запасов пресной воды. 


Движемся дальше по красному маршруту порядка 11 км, затем съезжаем на зеленую джиповку и едем на запад еще порядка 6 км. Далее идет черный маршрут, не обозначенный на некоторых топографических картах. Едем порядка 4 км, пока не спускаемся в русло нахаль Фаран. 


Мы проехали немного более половины пути до горы, далее дорога заметно ухудшается и идет в гору. Проезжаем еще порядка 7 км и спускаемся в еще одно русло реки, узкое, с отвесными стенами и заваленное крупными камнями. Проезжаем сложный участок на минимальной скорости и через полтора километра останавливаемся на развилке дороги. Воображение рисует большой камень у обочины, на котором написано: “Направо поедешь – машину потеряешь, налево поедешь, выедешь на 10-ю трассу, потеряешь кучу времени, объясняя армейскому начальству, что ты делаешь на дороге, закрытой для проезда гражданского транспорта”. Поэтому мы поворачиваем направо и без приключений преодолеваем последние 9 км пути. Мы делаем большую петлю, огибая подножье горы с севера, затем следует короткий подъем, и мы останавливаемся на оборудованной парковке. По дороге сюда нам встречались отдельные джипы, двигающиеся в том же направлении что и мы. Но такого мы не ожидали увидеть в труднодоступном районе пустыни.


На стоянке было не менее 40 джипов, толпы людей ходили туда и обратно по территории парковки, часть из них уже начала восхождение на вершину горы. По словам наших друзей: "Все они приехали посмотреть дырку в скале!". 


Наша группа из 9-и человек начинает восхождение на гору в районе 10 утра. Буквально через сотню метров, около самой тропы обнаруживаем первый петроглиф. Трудно сказать что именно изображено на рисунке; то ли изображение человека, то ли животное со множеством щупалец. Вскоре нам встречается еще одно изображение – тут все гораздо проще. Сверху идет изображение кого-то, похожего на верблюда, ниже точками выбито изображение скорпиона. Причем рисунок скорпиона намного более древний, если судить по степени потемнения самого рисунка. 

Фото Сергея Рудаева



Поднимаемся на вершину горы и пытаемся найти ориентир, который укажет нам точное место обзорной площадки для наблюдения свечения в скале. Небольшое скопление людей на краю обрыва указывает нам на эту точку. Мы останавливаемся на этой обзорной площадке и пристально всматриваемся в скалы, расположенные на противоположном краю глубокого ущелья, образовавшегося в результате эрозии горных пород от воздействия сезонных дождей и ветра. 


На самом краю обрыва, в нескольких метрах от вершины скалы, даже без бинокля можно было разглядеть бледное свечение золотистого цвета. При наблюдении в бинокль, мы заметили, что светятся боковые стенки сквозного отверстия в скале. Бледное золотистое свечение не слишком походило на огненно-красный ореол, фотографию которого мы видели в статье, выложенной на портале ynet.


Фото Сергея Рудаева

Но этому можно найти несколько простых объяснений: 
1) Фотография журналиста ynet была сделана в 2011 году, при солнечной и ясной погоде. Во время нашего наблюдения была переменная облачность и в воздухе стояла небольшая дымка. 
2) Время наблюдения – 10:35, солнце в зените будет находиться через час (около 11:39 на 20 декабря). В статье указывается, что максимальное свечение наблюдается около 12 дня и длится считанные минуты. 
3) Фотография могла быть отредактирована на компьютере, для увеличения контрастности и насыщенности цвета.


Мы рассматривали свечение в скале, когда за нашей спиной раздались голоса. Мама на иврите уговаривала маленького сына идти за ней, ребенок капризничал и отказывался идти:
 - “Мы обязательно должны осмотреть тут все, тут ходил Моше (Моисей)!” 
- “Мне надоел какой-то там Моше! Не хочу идти!”
 - “Это не какой-то там Моше, это Моше Рабэйну” («наш учитель»)

Группа эзотерических паломников в белых одеждах остановилась рядом с нами, услышав, что мы общаемся между собой на русском. "Луч света исходит из храма в Луксоре и проходит через это отверстие в скале!" – с загадочным видом произнес один из паломников, и вся группа отправилась дальше. 


Но одна из основных целей нашей экспедиции не была выполнена. Мы должны были любым путем подобраться вплотную к сквозной пещере в скале, чтобы понять что-же заставляет стены пещеры светиться, когда солнце находится в зените? Мы двигаемся дальше вдоль ущелья, следуя синей разметке на топографической карте. Тут наша группа разделилась; двое членов группы "Израиль-Космопоиск" стали искать место, где можно перебраться на “другой берег”, а наши друзья отправились дальше по синему маршруту. Условились держать связь по рации, а мобильную связь оставили как запасной вариант…

Ущелье вскоре закончилось, и нам удалось перейти на противоположную сторону по высохшему руслу реки. Мы сходим с тропы и идем вдоль края ущелья наугад, к предполагаемому месту нахождения “необъяснимого явления”. По дороге мы не встречаем ни одного человека, не слышно ни звука кроме завываний ветра. Вершина горы абсолютно плоская, белая меловая порода усыпана сверху мелким камнем буро-черного цвета. Нас все время не покидает смутное чувство тревоги. Наконец мы доходим до небольшой расселины, подходим к самому краю, и перед нами открывается вид на сквозную пещеру в скале – только с ее обратной стороны. 

Такое ощущение, что задняя часть небольшого выступа скалы обвалилась в результате какого-либо природного воздействия. Внешний твердый слой меловой породы (в геологии Caliche) обвалился, обнажив внутреннюю мягкую меловую породу (Chalk), имеющую золотисто-желтый оттенок. Внезапно солнце вышло из-за туч, яркие лучи осветили внутреннюю часть пещеры, озарив все вокруг золотыми бликами. С противоположного края ущелья, где к этому времени собралась большая толпа, послышались громкие крики, свист и хлопанье в ладоши…

Отрывок N1 из полевого дневника экспедиции: 

19 - 20 Декабря 2014 г.
Экспедиция на гору Карком (юго-запад пустыни Негев) в составе: 
Андрей Бакалдин (Dre) и Виктор Завгородни, “Израиль Космопоиск”.

Общие сведения: гора Карком находится на юго-западе пустыни Негев (Израиль), на границе пустыни Синай (P 1). Высота над уровнем моря 842 м, относительная высота - порядка 300 м. Является своего рода островной (изолированой) горой (Инзельберг), окружена со всех сторон долинами и холмами. Вершина горы представляет из себя почти ровное плато (4.5 Х 1.5 км), изрезанное в основном неглубокими руслами сезонных рек (вади). В руслах встречается растительность, которая на плато отсутствует почти полностью (ситуация на декабрь). (Р 2).
Геологически гора Карком состоит из осадочных пород периода Эоцена. На горе и вокруг нее были обнаружены порядка 1200 археологических памятников различных эпох. Гора Карком отождествляется профессором археологии Эммануэлем Анати (Emmanuel Anati) с библейской горой Синай. 


Цель экспедиции: в дни зимнего солнцестояния (21 декабря), в часы близкие к нахождению Солнца в зените, на Западном склоне горы Карком происходит явление, которое отождествляют с библейской историей Моисея и Неопалимой купиной - кустом терновника, который горит огнём, но не сгорает (Исх. 3:2). Когда Солнце находится в зените (или около него), преломление солнечных лучей создает эффект свечения (пламени) на сводах сквозной пещеры, находящейся в расселине на склоне горы 
(P 3).

Р 3.

Р 4 а.
Р 4 b.

Наблюдаемое с противоположной стороны ущелья, это свечение на сводах пещеры вполне может напоминать языки пламени, особенно когда дымка или проходящие по небу облака вызывают колебание света. В конце статьи, для большей наглядности, я приведу схематическое изображение этого явления. 
С обратной стороны расселины видно, что пещера имеет природное происхождение (Р 4 a-b). Подвергались ли ее стены какой-либо искусственной обработке неизвестно ,т.к. в экспедиции отсутствовало альпинистское снаряжение, без которого достичь ее практически не возможно. На фотографии Р 4 отчетливо видны следы обработки стены слева и над сводом (4 прямоугольных ниши и 1 круглая). Площадка перед входом в пещеру, усыпанная белой меловой породой, видимо и служит отражателем для солнечных лучей, создающих эффект пламени на сводах. 

Как я уже писал, в наши дни склоны и вершина горы полностью лишены какой-либо растительности, однако в период истории с Моисеем, климатические условия были отличны от сегодняшних. Как пишет профессор Арье Иссер в статье ,посвященной связи между археологией и климатом, в р-не 1600 г. до н.э. в результате климатических изменений количество сезонных (зимних) осадков на Ближнем Востоке увеличилось. Этот период продолжался вплоть до конца Железного Века (1300 - 600 гг. до н.э.) и перекрывает всю историю Моисея и Исхода. Естественно, что увеличение осадков положительно сказалось на растительности - ее просто стало намного больше, в том числе и в сегодняшней пустыне Негев. Подтверждение этому можно найти и в письменных источниках - например в Библии: книга Йехезкель (Иезекииль) 21 (2): 

“Сын человеческий! Обрати лицо твое на юг и проповедуй югу и пророчествуй лесу южного поля” (в оригинальном тексте на иврите אֶל יַעַר הַשָּׂדֶה נֶגֶב. - лесу Негева (сегодня - пустыня)). 
Упоминания о лесах в пустыне встречаются и у более поздних авторов. Византийский паломник V в. н.э. Нил Синайский (Нил Постник) так описывал события произошедшие в пустыне Синай: *Итак, по совету живущих в Фаране (Синайский полуостров)...... посылают двоих, так называемых у них скороходов, с жалобою на нарушение заключенных договоров. …. берут они с собою луки, стрелы, копья, огниво и больше ничего,....дров же и хвороста большее обилие на всяком месте, потому что в пустыне некому рубить себе лес на дрова.* (Нил Синайский, Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова. Сказание шестое). 

Позже климат стал меняться на более засушливый, и, соответственно, стала сокращаться и флора. Окончательную точку в истории *лесов Негева* положили турки - османы, проложившие в начале ХХ века железную дорогу Дамаск - Кусейма (полуостров Синай) и вырубившие остатки деревьев Негева и Синая ради горючего для топок паровозов. Если вернуться к концу Бронзового - началу Железного Века, то влажный (относительно) климат и, как результат, увеличение растительности, не обошли стороной и гору Карком. Нет никаких причин, чтобы во времена Моисея плато и склоны горы не были покрыты растительностью так же, как и прилегающие к горе площади, и ничего не мешало терновому кусту расти на входе в пещеру со *светящимся* сводом. Если посмотреть на это со стороны в день зимнего солнцестояния, то действительно может показаться, что куст объят пламенем, но не сгорает. Последний штрих - ниже я привожу схематическую зарисовку явления (Р 5)


Остается вопрос к людям, владеющим программами астромоделирования наподобие StarCalc - возможно ли, с учетом прецессии земной оси, высчитать - начиная с какого периода, солнце в зените в день зимнего Солнцестояния находится в точке, исходящие лучи из которой, преломляясь, освещают своды пещеры на горе Карком? Если для этого потребуется дополнительная информация (вдобавок к приведенной на схеме Р 5), постараюсь ее предоставить.

Хождение по синей тропе 

С “аномальным явлением” в скале, мы более или менее разобрались. Объяснен механизм и причина свечения свода сквозной пещеры, открытым остается лишь вопрос о естественном или искусственном происхождении самого отверстия в скале. Невыполненным остается лишь третий последний пункт нашей экспедиции – картографирование петроглифов и выявление повторяющихся сюжетов в наскальной живописи. 

Мы возвращаемся на туристическую тропу, переходим по высохшему руслу реки на противоположную часть ущелья, и на подъеме на наши глаза попадается следующее изображение: на одном из выступов скалы, высотой в полметра и шириной метра в два, в левом нижнем углу можно разглядеть маленькое изображение горного козла. Древний художник вряд ли был знаком с творчеством Астрид Линдгрен, но глядя на наскальное изображение, мы невольно вспоминаем следующий отрывок из книги: 


- Ну, а где твои картины с петухами? - язвительно спросил Малыш...
  На большом, совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок… 
- Картина называется: "Очень одинокий петух", - объяснил Карлсон. 

В нескольких десятках метров от этого места, мы обнаружили еще одно наскальное изображение: человеческая фигура с непомерно большой головой, держащая в руках лук и стрелу, к ноге которой прижимается какое-то животное, похожее на маленькую козявку.


Двигаемся вверх по тропе, по направлению к предполагаемому нахождению наскального изображения скрижалей завета. По пути мы осматриваем каждый выступ скалы или камень черного или ржавого цвета, на котором могут быть обнаружены древние изображения. 



Большинство из них начисто лишены каких либо рисунков, на некоторых иногда встречаются редкие единичные изображения животных. 

Одинокий горный козел номер 2 

Также встречаются групповые изображения человека и животных: 

Человек с луком во время охоты 

Изображение охотника, двух волков и двух горных козлов 

Нубийский горный козел (распространён на Аравийском 
 полуострове и севере Африки к востоку от Нила) 

Недалеко от нас мы увидели большую группу людей, собравшихся вокруг очередного скального выступа. Один из них, судя по всему экскурсовод, активно жестикулировал, увлеченно рассказывая какую-то историю. Мы поняли, что движемся в верном направлении, подошли поближе и сделали небольшой привал, на почтительном расстоянии от них. Минут через 15 группа пошла дальше, а у нас появилось буквально несколько минут, чтобы осмотреть само место. Мелкие разрозненные группы туристов уже спешили сфотографироваться на фоне знаменитых “Скрижалей завета”. 

Большой выступ скальной породы черно-бурого цвета, под воздействием природных факторов оказался расколот на 7 крупных частей. На одной из частей нанесено изображение прямоугольника, разделенного на 10 частей, именуемое в народе “Лухот а-Брит”, якобы изображающее скрижали с 10-ю заповедями, данные богом Моисею на горе Синай. На другой части содержится крупное изображение нескольких наездников на лошадях, а также несколько непонятных линий и узоров. На третьей части можно разглядеть изображение горного козла, с непомерно длинными рогами, а на четвертой странный рисунок то ли черепахи, то ли ящерицы, а возможно какого-то животного, убитого во время охоты. 



Если проанализировать все увиденные нами петроглифы, то самым распространенным рисунком можно считать изображение горного козла, следом идут изображения охотника с луком и стрелами и сцены охоты, далее по мере убывания: фигуры лошадей, волков, животных похожих на верблюдов, ящериц и змей. Изображение так называемых "Скрижалей завета" встречается только раз, и в конце нашего отчеты мы попытаемся понять, что же за предмет мог быть изображен на данном рисунке? 

На часах было 14:00, оставалось около часа до предполагаемого времени возвращения в лагерь у подножья горы. Для выполнения запланированной программы минимум для данной экспедиции, нам не хватало осмотреть последний древний памятник, расположенный на противоположной части горы, на расстоянии около 2.5 км от точки в которой мы находились в данный момент. Мы попытались связаться по рации с нашими друзьями, ушедшими по синей тропе в направлении того самого объекта около 2-х часов назад, но на наши запросы никто не отвечал: то ли их рация была выключена, то ли они находились на слишком большом расстоянии. Мы в третий раз пересекли высохшее русло нахаль Карком, и поднявшись наверх, встретили одного из наших друзей, от которого узнали что основная часть группы уже побывала на древнем святилище, и сейчас движется по направлению к лагерю. Чтобы не терять драгоценные минуты, мы втроем буквально бросились в дорогу, стараясь двигаться с максимальной скоростью по все той же синей ветке в направлении на юго-восток. 

По дороге нам встретились два небольших камня, на каждом из которых было нанесено изображение животного – на одном предположительно был изображен горный козел, на втором животное похожее на лошадь с поклажей, либо напоминающее верблюда. 


Буквально в нескольких шагах от этого места, в стороне от дороги, мы обнаружили круглый камень бурого цвета, густо покрытый наскальными рисунками. Плотность изображений на один квадратный сантиметр поражала, одни рисунки были нанесены поверх других. Более древние изображения имели темный цвет, некоторые практически сливались с цветом самого камня, в то время как более поздние рисунки имели светлый оттенок и заметно выделялись на общем фоне. 

Сказки тысяча и одной ночи 

Через несколько сотен метров, нам на глаза попались развалины некоего сооружения, напоминающего основания стен то ли какого-то храма, то ли древнего жилища, состоящего из двух комнат – большой и малой. Основания стен были выложены все из того же бурого цвета камня, в изобилии разбросанного в округе. 


Проходя по синей тропе, мы не могли не обратить внимания на большое кол-во странных кругов практически идеальной формы, в изобилии разбросанных по обеим сторонам дороги. И лишь подойдя вплотную к такому кругу, мы поняли природу его образования. На плоской вершине горы Карком, во время зимних дождей образуется большое количество луж. Верхний рыхлый слой меловой породы, напоминающий пыль белого цвета (в народе называемый “пудра”), смешивается с дождевой водой, и образовавшаяся грязевая масса покрывает мелкие камни темного цвета, которыми густо усыпана вершина горы. Грязь со временем засыхает и трескается, образуя на плоской вершине округлые образования светло-серого цвета, заметные издалека на большом расстоянии. Средний размер таких высохших луж составляет 2-3 метра. 



Наша дорога проходит вдоль высохшего русла реки Карком, и вокруг нас мы замечаем нагромождения крупных валунов темно коричневого цвета, поверхность которых густо покрыта большим кол-вом петроглифов, изображающих уже знакомые нам сцены из повседневной жизни: козлы, волки, всадники на коне, лучники, ящерицы и жертвенные животные… И чем ближе мы приближаемся к конечной цели, тем большее кол-во рисунков мы встречаем на своем пути. Если в начале пути мы изредка встречали один-другой наскальный рисунок, то здесь каждый свободный черный камень был покрыт десятками изображений. 




Стоит, наконец, объяснить природу образования подобных темных камней. Вся территория пустыни Негев (занимающая 60% территории гос-ва Израиль), состоит полностью из мягких и твердых осадочных пород - таких как мел, известняк и доломит. Различные примеси в их химическом составе окрашивают эти осадочные породы в те или иные цвета. Твердые осадочные породы, содержащие примеси железа, в процессе взаимодействия с кислородом образуют оксиды железа. Это приводит к тому, что внешняя поверхность таких камней покрывается бурым темных налетом, толщиной до нескольких мм, именуемой в народе – ржавчиной. Именно на этой ржавчине древние художники наносили свои изображения, снимая потемневший верхний слой, когда внутренняя часть камня имела беловато-серый оттенок. 


Археологи сегодня могут установить примерный возраст петроглифа по двум характерным признакам: 
1) Стиль нанесения самого изображения (самые древние рисунки состоят из множества мелких точек, когда изображение вытесывалось мелким заостренным предметом, в то время как в более поздние периоды использовалась техника процарапывания рисунка. 
2) Цвет и яркость изображения (самые древние петроглифы имеют темный, тусклый оттенок и часто сливаются с цветом самого камня). Процесс окисления поверхности камня длится сотни и даже тысячи лет, но дать точную дату нанесения рисунка не может никто – все зависит от микроклимата данного региона, уровня влажности и кол-ва осадков. 

Наконец мы добрались до конечной цели нашего пути – перед нами в небольшой низине располагался археологический объект, именуемый не иначе как “Микдаш Палеолити” (Храм Палеолита). Сам храм состоит из нескольких десятков антропоморфных скульптур (напоминающих фигуру человека), имеющих гладкую обработанную поверхность, покрытых ржавчиной и лишайником. Около двух десятков крупных, частично разрушенных каменных скульптур, образуют круг диаметром 8-10 метров. В округе разбросаны десятки других практически разрушенных скульптур, а на вершине уцелевших установлены более мелкие осколки, что наводит на мысль о недавней попытке придать данному объекту первоначальный величественный вид. 




Несмотря на сильные разрушения, древний храм до сих пор имеет вид одной из самых сакральных точек на вершине горы Карком. Он стоит у самого обрыва восточного склона горы, откуда открывается захватывающий вид на всю долину Арава, тянущуюся вплоть до самой Иордании. Археологи датируют время строительства данного храма верхним палеолитом, и трудно поверить, что он стоит здесь по самым скромным оценкам более 20 000 лет.


Времени на осмотр храма у нас было лишь несколько минут, и эти минуты истекли. На часах было 3 часа дня, ориентировочное время для выезда домой, чтобы до полной темноты успеть выехать из русла реки на асфальтированную дорогу. Мы с тройной скоростью бросились назад по синей тропе, чтобы как можно быстрее преодолеть 3.5 километра пути, отделяющего нас от ожидающих нас на парковке ребят. Десятки раз мы пробовали связаться с ними по рации, но безрезультатно. 

В какой-то момент на наши запросы в эфире послышались сильные помехи, и незнакомый мужской голос на иврите произнес: "Тут скопилось большое кол-во джипов! Приказываю немедленно открыть ворота!". Через пару секунд другой голос в эфире произнес: “Есть немедленно открыть ворота!”. После чего оба голоса и помехи исчезли, армейское командование или представители охраны заповедника перешли на другую частоту. Мы пытались использовать мобильную связь, но как оказалось, все три имеющихся у нас телефона не могли найти ни одну доступную мобильную сеть. 

Погода переменилась. Солнце то и дело исчезало за темными тучами и ледяной порывистый ветер дул нам в лицо. Мы бросились бежать, и уже через полчаса обогнули обзорную площадку, где всего несколько часов назад наблюдали необычное явление. Солнце клонилось к закату, а небольшое сквозное отверстие в скале все еще светило нам вслед бледным золотистым светом …


Отрывок N2 из полевого дневника экспедиции: 

Один из наскальных рисунков на горе Карком (Р 1). Высота - 12 см, ширина - 7 см, ориентация - NW. 
Данный наскальный рисунок в народном творчестве называется скрижалями завета. На мой взгляд, он вряд ли может ими быть. Внешний вид скрижалей конечно достоверно не известен, но каноническое изображение двух плит с закругленными вершинами, возможно, имеет право на существование. 

На фотографии F 1 приведено израильское святилище, обнаруженное при раскопках крепости Тель Арад (Восточный Негев). Примерная датировка святилища - с начала Железного Века (Iron Age I - ca. 1200 до н...) и до 7 века до н.э. когда святилище было оставлено. Высота стел, находящихся на заднем плане, до 1 метра, а их вершины закруглены. Это не единственный пример, и, по-видимому, в то время такая форма была приемлема для обработанных (оттесанных) камней, используемых для религиозных целей. В то же самое время *скрижали* с горы Карком имеют заостренные вершины в виде прямоугольного треугольника. Однако, наскальное изображение с горы Карком все таки может нести в себе религиозный смысл. 

Фото F 2 - отреставрированный по археологическим находкам жертвенник с израильского городища Тель Шева (Северный Негев) датируемый примерно тем же периодом (Iron Age I ). Это типичный израильский жертвенник, с выступами по четырем углам, неоднократно описанный в Библии (например - Исход. 27:1-8). Сходство между ним и рисунком с горы Карком сразу бросается в глаза. 


Выводы: 
1 - как видно по фотографиям, наскальный рисунок на горе Карком больше напоминает израильский жертвенник Железного века, чем скрижали завета. 
2 - Присутствие этого рисунка на горе Карком может косвенно и со многими оговорками подтверждать версию Эммануэля Анати (Emmanuel Anati ) о тождественности горы Карком и библейской горы Синай, или, по крайней мере, религиозного значения этой горы для израильтян в железном веке. 

АВТОРЫ ОТЧЕТА: 


АНДРЕЙ БАКАЛДИН                    ВИКТОР ЗАВГОРОДНИ


РЕДАКЦИЯ:  


ЮЛИЯ ПОЗДНЯКОВА


Источники

1. http://harkarkom.com - официальный сайт Э.Анати посвященный исследованиям горы Карком.

2. http://he.wikipedia.org/wiki/הר_כרכום - статья о горе Карком на иврите. 

3. Профессор Арье Иссер, “Изменения климата и их влияние на мифологию, и историю стран, упомянутых в библейском писании”.

4. Преподобный Нил Синайский, Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова. Сказание шестое. 

5. Anati Emanuel,”Has Mount Sinai Been Found?” ,BAR vol.11 no.4 ,7-8/1985 , p. 42-57. 

6. Anati Emanuel, Har Karkom in the Light of new Discoveries ,Studi Comuni 11 edizioni del centro camuno di studi preistorici (English Edition 1993). 

7. http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4159846,00.html 

8. http://amudanan.co.il