Актуально



Новости


История Умм Халед, или 19-я экспедиция группы "Израиль-Космопоиск" 02.03.2018

История Умм Халед, или 19-я экспедиция группы "Израиль-Космопоиск"

Автор: Андрей Лившиц, Андрей Бакалдин


История Умм Халед, или 19-я разведэкспедиция группы “Израиль-Космопоиск”

19-я разведэкспедиция научно-исследовательской группы “Израиль-Космопоиск” была проведена 14 июля 2017 года. Изначально мы запланировали экспедицию для проверки информации, поступившей от очевидца. Он рассказал о необычных происшествиях, якобы произошедших в одном из районов города Нетания. В ходе проведения разведэкспедиции, нами не было сделано никаких сенсационных открытий, зато мы собрали интересный материал по истории, археологии и этнографии этих мест, который решили включить в этот отчет.

Итак, рассказываем обо всем по порядку ...


В мае 2017 года, один из участников нашей группы сообщил, что несколько лет тому назад один из его знакомых жителей Нетании (человек религиозный), рассказывал, что стал свидетелем проявления полтергейста в старом районе города.  Название этого района - Сэла.

Очевидец рассказал, что в этом месте было два странных случая. В двух разных квартирах происходили необъяснимые явления: самопроизвольные выключение и включение света, стуки в квартире непонятного происхождения (стуки были во внутренних стенах квартир). Жители этих квартир были напуганы и объяснений происходящему найти не могли. К сожалению, промежуток времени между этими проявлениями выяснить не удалось, человек это всё рассказавший, по определённым религиозным мотивам в дальнейшем отказался поддерживать эту тему, и связь с ним была прервана.

В течении нескольких недель перед поездкой мы занимались поиском информации, чтобы выяснить хоть что-нибудь про этот район города и его историю. Надо признать, что информация была скудной: единственное что можно было утверждать на 100%, то что часть этого района некогда была арабским поселком под названием Умм Халед, и то, что в этом районе располагалось старое арабское кладбище.

Вот что можно прочитать об этом районе на сайте муниципалитета Нетании:

Умм-Халед: археологический объект, находящийся на территории города Нетания, в районе “Шикун Сэла”, в самом центре города. На территории объекта были проведены археологические раскопки в 50-х и 70-х года прошлого века. Были обнаружены предметы, относящиеся к периоду неолита и эпипалеолита. А также более поздних – эллинистический, римский, византийский, период крестовых походов (1095-1291), мамлюкский и оттоманский периоды.

В 20-х годах прошлого века, эти земли были выкуплены организацией “Бнэй Биньямин” и было основано поселение Нетания. В 40-х годах поселок опустел, и после Войны за независимость Израиля (1947-1949), там поселились репатрианты – выходцы из арабских стран. Этот район, вместе с четырьмя соседними районами города, были объединены под общим именем “Неот Герцль”(1).

Карта современной Нетании

Многочисленные поиски дополнительной информации, на предмет упоминания каких –либо аномальных случаев в городе Нетания, жалоб жителей на посторонние шумы или высокий уровень преступности – ничего особенного не выявил. Поиск задавался на трех языках – иврите, русском и английском. В одном из источников было указано:

"... Большинство жителей района Неот Герцль – соблюдающие традиции или религиозные, светских жителей меньшинство. Социально-экономический уровень жизни населения достаточно низок, поэтому сам район считается не самым развитым районом города” (2).

Просмотр общественных форумов тоже ничего не дал -  жители Нетании обсуждали самые насущные вопросы: "в какую школу отдать ребенка?, разговоры о рыбалке, ищу работу в Нетании, снять однокомнатную квартиру, посоветуйте хорошего преподавателя начальных классов...”

При почти полном отсутствии точной информации, и невозможности найти дополнительные сведения из других источников (помимо расплывчатых свидетельских показаний), мы планировали уже отложить выезд в Нетанию на неопределенный срок. Одно дело проводить опрос жителей и исследовать проявления полтергейста в рамках одной квартиры, другое дело обходить целый район города, не зная даже названия конкретной улицы. Одним словом, “пойди туда, не знаю куда”. В итоге было принято решения – провести разведэкспедицию в районе Умм Халед! Цели разведэкспедиции были поставлены следующие:

1) Провести разведку на местности и постараться локализовать улицу, где могли проходить описанные очевидцем случаи.

2) По возможности, провести опрос местных жителей.

3) Локализовать место старого арабского кладбища деревни Умм Халед.

4) Осмотреть археологические объекты на данной территории.

14 июля 2017 г. экспедиционная группа “Израиль-Космопоиск”, в составе 5-и человек, прибыла на место сбора – центральную автобусную станцию города Нетании.

Приблизительно через 15 минут пешего хода, мы оказались в нужном нам месте, представлявшем собой довольно большой жилой район (с парком, синагогой, религиозной школой и т.д.), находящемся у самой междугородней трассы и населённом преимущественно религиозными людьми. Свернув на неприметную улицу, мы остановились возле небольшого парка, на краю которого росло довольно старое на вид дерево, состоящее из нескольких переплетенных между собой стволов. У подножия дерева мы обнаружили полуистлевшую табличку: “… разжигать огонь. Нарушитель будет наказан”.


Поскольку никакой мемориальной таблички, или иного указателя на возможную историческую значимость этого дерева мы не нашли, нам пришлось устроить привал прямо в парке, и вооружившись сотовыми телефонами, искать информацию во всемирной сети:

Ивритское название данного дерева – Эц а-Шикма или Фикус а-Шикма, на русском Сикомо́р (лат. Fícus sycómorus) — один из видов рода фикус семейства Тутовые.

Древнейшая плодовая культура, вечнозелёное дерево, обликом, размером и прочностью напоминающее дуб. Дерево высотой до 40 м с раскидистой кроной. Произрастает в Восточной Африке и в Передней Азии; имеет твёрдую древесину и в некоторых странах (Иордания, Кипр) культивируется до сих пор из-за съедобных плодов. Сикомор неоднократно упомянут в Библии (Амос. 7:14; Ис. 9:10). На Ближнем Востоке сикомор традиционно считается неприкосновенным... (3).

Фото: Плоды и внешний вид Fícus sycómorus

В Израиле эти деревья произрастают в основном на побережье Средиземного моря и в округе Шфела (предгорье в южной части центрального Израиля). В прошлом древесина этого дерева использовалась как стройматериал, а его плоды использовались в пищу. Ввиду этого, на территории страны, до наших дней сохранилось лишь малая часть этих деревьев, но до сих пор можно встретить отдельные экземпляры возрастом в сотни лет. Самое известное – Сикомор в районе Умм Халед в Нетании. Сикомор входит в число растений, охраняемых законом. Дерево плодоносит почти круглый год, плоды его напоминают плоды смоковницы. Они съедобны для человека, но по вкусовым качествам проигрывают более известному инжиру, поэтому на сегодняшний день не представляют коммерческой ценности.

Эти деревья притягивают к себе полчища летучих мышей, которые питаются их плодами. В Израиле, в отличие от других стран, сикомор приносит плоды, но не может сформировать семена, ввиду отсутствия здесь особого насекомого (blastophaga psenes или “фикусовой осы” семейства Агаониды), который живет в симбиозе с этими растениями и опыляет их. Эти деревья никогда не произрастали в Израиле в дикой природе, а были занесены на эту территорию переселенцами с африканского континента (4).

Фото: распространение Fícus sycómorus на африканском континенте

Наиболее интересное описание данного экземпляра и его историю мы нашли на русскоязычном сайте (http://gonatanya.com/staraya-sikomora/). Приведем небольшой отрывок из описания истории этого дерева:

Согласно примерным расчетам, Нетанианской Смоковнице (можно мы все-таки будем называть ее сикомором?!) от 600 до 1500 лет… Если оглядеться вокруг, можно будет увидеть интересную деталь — кроме Старого Сикомора, вокруг нет ни одного дерева, возрастом, больше, хотя бы пятнадцати лет…По этому поводу есть очень старая легенда. Согласно ей, в тени этой сикоморы была похоронена мать грозного полководца Халида ибн аль-Валида, ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда, который, за свои походы получил прозвище Сайфу-ллах («Мечь Аллаха»). Страх перед именем аль-Валида с VII века (!!!) оберегал дерево от участи, которая постигла все деревья в округе. Оно не было пущено на строительство дома, или на дрова. Даже турки, которые строили железную дорогу, вырубили все, но не тронули дерева Аль-Валида.

Правда это, или нет, но дерево документально зафиксировано дважды в XIX веке. В его тени отдыхали солдаты Наполеона во время похода на Акко. Также, известна гравюра XIX века, на которой изображено это дерево. Изображение этой гравюры нанесено на тротуарной плитке прямо у подножья сикомора.

Сикомора в Нетании пережила арабские завоевания, крестовые походы, нашествие турков, вояжи наполеоновской армии, английский корпус… Мимо дерева проходила сначала древняя прибрежная дорога, потом железная дорога, сейчас, недалеко от него, между железной дорогой и ним, проходит Прибрежное Шоссе, — широченная магистраль, пересекающая Израиль с севера на юг. Это дерево видело, наверное, больше путников, чем любое другое на планете.” (5)

Фото: изображение гравюры от 1873 года

Сама арабская деревня Умм Халед, согласно этой легенде, была названа в честь все того же мусульманского завоевателя 7 века н.э. Халида ибн аль-Валида (либо в честь его матери), и это дерево произрастало на территории существовавшей до конца 40-х годов прошлого века деревни. К сожалению невозможно установить точный возраст дерева, так как сикомор не образует годичных колец.

Но нам стоит вернуться к нашей экспедиции. Остановившись в парке, мы разбились на группы: первая группа отправилась на поиски старого кладбища, вооружившись GPS и мобильными картами, а вторая пошла опрашивать местных жителей.

Участник второй группы Андрей Лившиц рассказывает:

- “Надо признать, что совместные усилия дали довольно быстрый результат. От местной жительницы мы узнали, что само кладбище находилось между двумя центральными улицами района, что в принципе и подтвердилось в дальнейшем (странно, но вся информация по этому месту существует в основном на английском языке, на иврите история этого кладбища почти отсутствует). Мы договорились встретится возле религиозной школы, которая как нам рассказали, располагалась на этой улице. Пока я и Миша плутали вокруг этой школы (она почему-то всё время была от нас на горизонте), ребята из первой группы уже смогли напрямую выйти к ней и ждали нашего прибытия”.

Мы встретились на открытой парковке, зажатой между школьным забором с одной стороны, и бетонной стеной, отделяющей территорию парковки от жилых домов, с другой. Часть жилого комплекса представляли собой пятиэтажки, построенные не один десяток лет назад, другие дома имели всего 3 этажа, и вероятно были построены еще в 50-е года прошлого века.


Фото: Часть огороженной забором парковки и соседние трех и пятиэтажки

В отличие от старых домов, несколько корпусов школы отличались достаточно современной архитектурой. На ее территории располагалась довольно большая спортивная площадка, спортивные тренажеры под открытым небом были выкрашены свежей краской. Когда мы подошли к основному входу в школу, то увидели несколько рабочих. Так как были летние каникулы, рабочие занимались штукатуркой и покраской всех корпусов, чтобы подготовить школу к новому учебному году.  Кроме них, на территории школы не было никого – и расспрашивать наемных рабочих об истории самой школы не было никакого смысла...


Фото: Центральный корпус школы


Фото: Спортивная площадка на территории школы

Находясь на территории парковки более 20-и минут, нам не встретился ни один местный житель. И как говорят “Google – друг человека”, нам снова пришлось обратиться к его помощи... Как мы уже упоминали, информации о деревне Умм Халед на иврите крайне мало, поэтому в основном пришлось обращаться к англоязычным источникам. Итак, вначале, какую информацию можно найти на иврите:

Итак, район Шикун Сэла, бывший Умм-Халед, был палестинской деревней в 15 километрах от Туль-Карема. Это был участок центральной береговой линии, мимо которого проходила древняя прибрежная дорога. Площадь деревни составляла 2894 дунама (289,4 гектара), и в 1945 году его население составляло 970 человек. В 20-х годах прошлого века, 882 дунама были выкуплены организацией “Бнэй-Биньямин”, и на этих землях было заложено поселение Нетания. 20-го марта 1948 года, во время “Войны За Независимость” (“Мильхемет а-Ацмаут” (Арабо-израильская война (1947—1949)), Умм Халед был взят, а его жители бежали.

“Кремниевые инструменты, найденные по всему району, предполагают, что это место, возможно, было заселено с доисторических времен. Найдены остатки зданий, сооружений и погребальных пещер, датируемых I веком до нашей эры. Первое известное по археологическим находкам поселение, было основано здесь в эллинистический период (323 – 30 годы до н.э.), которое достигло своего расцвета в Римский период (63 – 324 годы н.э. на территории Эрец-Исраэль).

По найденным здесь захоронениям, на этой территории был еврейский поселок начиная со времен эпохи Хасмонеев (2-й век до н.э.), и вероятно был уничтожен в период антиримского восстания (66-73 года н.э.). В Византийский период (4-5 века н.э.), здесь существовало небольшое поселение Самаритян, и вероятно, уничтоженное во время их восстания против Византийской империи в 524-529 годах.

В период крестовых походов здесь было построено небольшое фортификационное сооружение, которое использовалось вплоть до конца 13 века. В мамлюкский период (1260-1517), его использовали в качестве временного укрытия как ХАН (персидское название), или Карава́н-сара́й (турецкое) – дом для отдыха на торговом пути, служащее кровом и стоянкой для торговцев и путешественников. В оттоманский период (1516-1917), а точнее ДО 1799 года, здесь была основана небольшая арабская деревня Умм Халед, в честь матери арабского завоевателя Халеда (Халида ибн аль-Валида), согласно легенде похороненной рядом с этим местом. В деревне проживало несколько десятков семей, промышляющих выращиванием арбузов и отправляющих их на экспорт через небольшой порт Minat Abu Zabura (арабское название залива к северу от устья реки Александр), что в 8 км от Умм Халед.

Во время Египетского похода Наполеона (1798-1801), его войска прошли 15 марта 1799 году по этой прибрежной дороге мимо деревни Умм Халед, после завоевания городов Рамле и Яффо, и продолжили свой путь на север в сторону Акко. И через некоторое время проделали тот же путь в южном направлении, после поражения под Акко. В 1874 году это место посетили члены экспедиции Британского Фонда изучения Палестины (Palestine Exploration Fund), и задокументировали остатки фортпоста времен крестоносцев и знаменитый Сикомор на территории деревни. Чарльс Вильсон, участник этой экспедиции, описал обе эти достопримечательности в своей книге “Picturesque Palestine, Sinai, and Egypt”, вышедшей в начале 1880 года (6).

Какую дополнительную информацию мы можем почерпнуть из англоязычных источников?

Период Британского мандата:

Согласно переписи населения от 1922 года, на территории деревни проживало 307 жителей, к 1931 году их численность увеличилась до 586 человек (580 мусульман и 6 христиан), общее кол-во домов 131. В центре деревни находилась мечеть, начальная школа для мальчиков, и 4 магазина бакалейных товаров и тканей. К 1944-45 годам общее кол-во населения выросло до 970 человек. 47 дунамов было использовано под цитрусовые и банановые плантации, в то время как 1830 дунамов занимали посевы зерновых.


Фото: Общий вид во время проведения фестиваля в Умм Халед. 1918 год.

1948 год и позднее:

Согласно израильскому военному докладу, Умм-Халид был эвакуирован 20 марта 1948 года… Американский историк Розмари Эсбер беседовала с беженцами из Умм-Халеда. Согласно их рассказам, деревня была окружена и блокирована в 1947 году и это продолжалось до 1948 года:

“[Евреи] не разрешали ни въезжать, ни покидать деревню. Они не разрешали нам продавать или покупать что-либо из-за пределов деревни ... После месяца еврейской блокады некоторые семьи стали уезжать... Никто не вернулся к Умм-Халеду...”


Фото: Британская карта от 1941 года

Со временем, большая часть деревенской земли оказалась окружена пригородами города Нетания, основанного в 1929 году на один километр западнее.

По словам палестинского историка Валида Халиди, некоторые дома и строения бывшей деревни, остаются и используются по сей день - либо как жилые дома, либо в коммерческих целях, таких как склады для местных компаний. Земля в окрестностях засажена цитрусовыми деревьями.

В 1997 году бульдозеры, выравнивающие почву при строительстве школьного здания в Нетании, обнаружили остатки старого кладбища Умм-Халеда. “Aqsa” – “Ассоциация по сохранению Священной исламской собственности”, обратилась в Высший суд правосудия в Лондоне. В результате, муниципалитет Нетании согласился прекратить работу в районе, который не был задействован при строительстве, и установить там знак: «Здесь находится мусульманское кладбище деревни Умм Халед». Мусульмане отказались от предложения создать на этом месте парк, заявив, что «ни одна нога не должна ступать на могилы» (7).

Мы все еще находились возле здания школы, когда к нам на трактороне (квадроцикле) подъехал мужчина средних лет, по-видимому, житель этого района. Он спросил, что мы тут ищем? Узнав, что мы интересуемся историей данного района, он рассказал про то, что большинство местных жителей знают, что здесь некогда было арабское кладбище. Были арабские выступления против застройки кладбища, и на какое-то время строительство школы на его месте было заморожено. Но то ли в 2005, то ли в 2006, строительство решили продолжить… И да -  вот эта самая школа, возле которой мы сейчас стоим, в итоге была достроена… Мы попытались расспросить его - наблюдались ли тут какие-нибудь странности или необычные явления?

Дело в том, что на иврите нет как такового термина обозначения полтергейста. А термин аномальные явления (тофаот аномалийот) или странные явления (музаруйот) – редко используется в СМИ, и не каждый обыватель сразу понимает, о чем идет речь. Вот и в нашем случае при вопросе “слышали ли вы здесь про необычные явления?”, наш информатор явно не мог понять, чего мы от него хотим.

- "Ах да, однажды строители копались прямо рядом с этой парковкой и нашли человеческие кости" – вспомнил наш собеседник. После чего он обвёл довольно широким жестом ещё несколько многоэтажек с прилегающими стоянками, и одну стройку — "вот это всё до дороги было кладбищем, а вот тут (он показал на фонарный столб прямо напротив школы) выкопали какую-то могилу прямо при мне и куда-то увезли". Напоследок он посоветовал нам обойти школу с южной стороны, где вроде оставался незастроенный пустырь. Что мы и сделали...

Чтобы обойти эту школу, мы вышли на центральную улицу, одна сторона которой была застроена теми самыми трех и пятиэтажками. На противоположной ее стороне, находились совершенно новые здания, некоторые из которых еще не были достроены.


Фото: Западная сторона улица с новыми домами


Фото: Восточная сторона со старыми домами, примыкающими к школе

Сам пустырь представлял из себя обычный заброшенный участок земли, половина площади которого была когда-то автомобильной стоянкой (остатки асфальта и разделительный забор сохранились до сих пор), другая же половина была вся изрыта экскаваторами – покопали, оставили ямы и земляные насыпи – да так и забросили. Заросли сухой травы, колючек и горы мусора лишь дополняли общую картину. Мы немного покопались в земле, в надежде найти осколки плит или любые другие следы существования здесь в прошлом кладбища – но кроме строительного мусора не нашли ничего. И поэтому решили не терять время и перейти к последнему пункту нашей разведэкспедиции.


Фото: Часть пустыря с видом на скоростную трассу (за деревьями).


Фото: Заросший пустырь с видом на школу 

Мы решили пройтись по району и посмотреть, много ли выставлено квартир на съём или на продажу? Таковых оказалось совсем немного. Было видно, что люди тут живут давно и основательно. Позвонив по телефонам и расспросив о цене тех не многих квартир, которые продавались, стало понятно, что расценки здесь достаточно высокие и люди совсем не спешат подешевле распродать свои дома и покинуть данный район.


Фото: Одна из центральных улиц района

В принципе, нам оставалось сделать только две вещи — это обследовать предполагаемое место археологических раскопок, а потом попытать счастья, и расспросить работников местных синагог или религиозных школ. Но учитывая то, что люди явно не готовы были говорить на эту тему, а большинство в принципе не понимало, чего от них хотят, то разговор представлялся нам несколько затруднительным.  Тем более что была пятница и на улице почти не было людей. Все занимались уборкой дома и подготовкой к шаббату.

При подготовке к экспедиции, мы наткнулись на общее описание раскопок какого-то древнего памятника. Место раскопок, указанное на карте, находилось на естественной возвышенности – но ни названия, ни подробностей этого места мы не нашли. Перед окончанием экспедиции мы решили все же добраться туда и самим все осмотреть. Пройдя до конца улицы, мы повернули налево и пройдя еще немного, остановились на перекрестке. Перед нами возвышался земляной холм диаметром 150 метров. Поднимаясь на его вершину, мы ожидали увидеть классические археологические раскопки или хотя-бы огороженный участок с табличкой...

Но поднявшись, не обнаружили ничего… Кроме стоянки грузовиков на вершине холма и козьей фермы на ее склоне -  там не было ничего! Покружив вокруг сухих зарослей и сараев, мы уже собрались уходить. Но вскоре обратили внимание, что за нами наблюдает какой-то человек. Это оказался хозяин фермы и между нами состоялся примерно такой диалог:

- “Добрый день! Вы из этих?” – поинтересовался фермер.

- "Из каких из этих" – постарались уточнить мы.

- “Из тех что копали здесь. Из Рашут ха-Атикот (Министерство древностей).”

- “Ну да” – дипломатично кивнули мы. Не хотелось разочаровывать этого человека.

- "Я ваших сразу узнаю. Ваши ребята приезжали тут однажды, что-то много копали,

 вскрывали шурф, подняли несколько пластов, но, кажется, ничего не нашли…


Фото: Вид на ферму с вершины холма


Спросив о месте раскопок и попрощавшись с фермером, мы отправились в ту сторону куда он нам указал. Спустившись с другой стороны холма, мы увидели в довольно запущенном состоянии тот самый замок или Караван-Сарай, упоминание о котором встречалось нам ранее:

“На территории деревни находился замок Роджера Ломбардского (Castle of Roger the Lombard), построенный крестоносцами. Кажется, что он постоянно использовался от периода крестоносцев до 1948 года. Археологические раскопки проводились здесь в 1985-86 годах. Во время раскопок были найдены останки башен, крепостей, колодцев, водохранилищ, цистерн и керамики.” (7)

Нужно признать, что очень точно и грамотно об этом замке рассказали ребята из проекта gonatanya.com. И мы позволим себе привести небольшой отрывок из их статьи:

“Если Вы захотите увидеть этот замок, даже не придется тратиться на экскурсии по Нетании! Правда, в отличие от сикоморы, эти руины совсем не показывают туристам, а потому про них мало кто знает. Что, впрочем, зря, поскольку это достаточно древнее строение, которому, без малого 900 лет… То, что сегодня осталось от этого замка, представляет, пожалуй, самое удручающее зрелище из всего, что мы пока тут видели. То, что мы более всего ценим в здешних древних памятниках, нетронутость и «непревращенность в парк развлечений» с замком Роджера Ломбардского достигло своего «апогея». Только, к сожалению, апогей этот привел к другой крайности.

История этого замка крайне мало изучена. Впервые он упомянут в документах от 1135 года, как замок крестоносцев. Нам не удалось найти, ни какие функции он выполнял, ни какой из орденов его построил. Судя по произведенным до нас замерам, это был относительно небольшой замок, длина стены которого составляла около 33 метров.


Фото: план замка авторства P.E.Leach от 1946 года

Все, что от него сейчас осталось, это восточная башня... Все остальное разрушено и растащено. Та «крайность», про которую мы говорим, если речь заходит о «нетронутости» заключается в тотальном «замусоривании» объекта...

Сам замок, судя по небольшому количеству упоминаний его в исторических хрониках, не играл важной роли в регионе. Видимо, это был небольшой форт, правда с очень амбициозным и красивым названием… Сегодня замок Роджера Ломбардского представляет собой совсем унылое зрелище. Остатки стен возвышаются над небольшими частными постройками, но рядом стоят вполне современные многоэтажные дома...

Если залезть на южную стену замка, открывается совсем уж унылый вид. Местные жители, обитающие на том месте, где была западная часть замка превратили все в свалку. Бывшее «центральное помещение» замка завалена всевозможными твердыми бытовыми отходами… Хотя это место и находится в самом центре Нетании, выставлять его на показ туристам пока рано... (8).

Фото: Замок Роджера Ломбардского. Состояние на июль 2017 года.

Фото: Надо признать, что внутри замок был ещё более запущен, чем снаружи.


Фото: Сохранившаяся часть стены и башни

Мы смогли проникнуть во внутренний двор полуразрушенного строения с восточной стороны, через пролом в стене. Сам замок вплотную примыкал к той самой ферме, с хозяином которого мы недавно беседовали. Хозяева не особенно церемонились с археологическим объектом и действительно устроили во внутреннем дворе огромную свалку, куда выкидывали любые ненужные им предметы. Свалка поднималась выше стен самого замка и состояла из горы мусора, брезента, обломков стульев, шкафов, пластиковых ведер и сливного бачка, ржавого корпуса от микроволновки, рваного дивана и невообразимого кол-ва других бытовых предметов.


Вся внутренняя территория сильно заросла кустарником и деревьями. Пролезть через заросли и горы мусора, и обследовать противоположную от входа стену не представлялось никакой возможности.


Единственная необычная находка на территории археологического объекта -  довольно внушительных размеров кресло, обтянутое сшитым из серой свалявшейся шерсти чехлом. Правый подлокотник от кресла оказался выломан, осталась лишь нижняя деревянная подпорка. Левый подлокотник представлял из себя сделанный из папье-маше (или подобного ему материала) муляж когтистой звериной лапы.


Само кресло было намертво прибито гвоздями к деревянной платформе, перевернув которую, мы обнаружили спрятанные под рамой 4 колеса. Можно предположить, что это бутафорское кресло могло использоваться в каких-то театральных постановках. Оно могло кататься по сцене и фиксироваться на месте с помощью простого дверного засова, прибитого к нижней части платформы.

 

В развилке ветвей прямо над креслом висели какие-то тряпки и пустой бокал из-под вина. Фантазии всей нашей группы не хватило бы, чтобы представить, что за “аристократ” может сидеть во внутреннем дворе разрушенного замка, и разглядывать горы бытовых отходов, удерживая в левой руке бокал вина…



Посмотрев на часы, мы поняли, что наше время вышло и пора сворачивать экспедицию. Итак, что мы имеет в качестве итога? Нам не удалось локализовать улицу, где могли происходить аномальные явления. Максимум информации что мы смогли узнать у нашего члена группы: эти события происходили ориентировочно в 2014-2015 годах. Примерно в это время о как минимум двух случаях ему рассказал коллега по работе. Невозможно установить временной промежуток между двумя эпизодами. Также неизвестно происходили ли они в двух разных квартирах в одном доме, или в двух разных домах. Мы не знаем, была ли проведена проверка проблем в электросети и был ли найден источник шума. При попытке разузнать немного больше, информатор наотрез отказался рассказывать подробности и вообще общаться на эту тему. Опрос местных жителей ничего не дал.

Нам удалось локализовать место старого арабского кладбища бывшей деревни Умм Халед, с точностью до десятков метров. Мы смогли в подробностях узнать непростую историю этой деревни и археологических объектов на ее территории. На данный момент не выявлено никакой связи между историей этого места, и возможной активностью полтергейста в этом районе города. Можно утверждать почти наверняка, что если описанные случаи действительно происходили, то потом наступило затишье…

В ходе наблюдений за проявлениями полтергейста было выявлено, что всякий полтергейст имеет начало, подъём, свой пик и наконец спад. Как правило активная фаза может длиться от нескольких дней, до нескольких недель. Но чтобы около трех лет – это маловероятно. Поэтому даже если к нам поступит дополнительная информацию по данному случаю, с большой долей уверенности можно сказать, что на данный момент в этом районе ничего аномального не происходит.



Будем надеяться, что в будущем у нас появится причина вернуться сюда для дополнительных исследований…

А сейчас, как говорил один мичман … "Уходим по одному, если что, мы геологи" (9).


 

Предварительный отчет по результатам экспедиции составлен 21.07.2017.

Автор: Андрей Лившиц.

 

Обработка данных, дополнения и редакция материалов от 23.02.2018.

Автор: Андрей Бакалдин.

 

"Израиль-Космопоиск". Февраль 2018 г.



Источники:

(1) http://www.netanyanet.co.il/netanya/municipal-info/שכונות-בנתניה

(2) http://www.homely.co.il/neb.asp?serial=63

(3) https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикомор

(4) https://he.wikipedia.org/wiki/שקמה

(5) http://gonatanya.com/staraya-sikomora/

(6) https://he.wikipedia.org/wiki/אום_חאלד

(7) https://en.wikipedia.org/wiki/Umm_Khalid

(8) http://gonatanya.com/roger-castle/

(9) Из книги Н.С. Михалкова, "Мои дневники, 1972-1993" (Эксмо, 2016).