Карельский Соловей-разбойник

Карельский Соловей-разбойник 31.03.2015

Карельский Соловей-разбойник


Автор: Валентин Сапунов

Задачи экологического прогноза требуют учета многолетних природных циклов. Научные же наблюдения охватывают лишь несколько десятилетий. Поэтому наскальные изображения при их биологическом осмыслении могут дать много дополнительного материала.

Например в Карелии на известном месте с наскальными изображениями - Бесовом носу - останавливаются рыбаки. Один рассказал нам такую историю:

- Не знаю, как там насчет снежных людей, а вот в районе Муромского монастыря живет призрачный страж. Большой, белый. Неожиданно появляется и так же неожиданно исчезает. Жили в Петрозаводске два брата рыбака. В каких-то архивах нашли они карту Муромского монастыря с указанием места, куда монахи прятали драгоценности. Взяли братья заступы, мешки, сели на катер и махнули через Онегу к монастырю. Нашли нужный подвал, спустились в подземный ход. И тут увидели перед собой огромную гранитную глыбу, бог весть откуда упавшую. Прорубить ее никаких сил не было. Только притронулись они к граниту, раздался над их головами хохот, от которого земля содрогнулась. Испуганные, выскочили они наружу и увидели как за церковью мелькнула огромная белая фигура - и пропала... Испугались братья, кинулись к катеру - и обратно в Петрозаводск. Да только они отчалили, как налетел шторм невероятной силы, опрокинул катер. Один из братьев нашел свою погибель в пучине озерной, другого выбросило на берег. Нашли его еле живого и обезумевшего. С тех пор боятся люди ходить в Муромский монастырь. Как ушли монахи, так поселилась там нечисть.

Мы взяли историю на заметку при подготовке экспедиции в эти места. Целью было найти следы пребывания здесь реликтового гоминида или же снежного человека. Другие рыбаки поведали, что видели кого-то, напоминающего снежного человека, месяца два назад в районе поселка Водла того же Пудожского района.

Тщательно осмотрев все скалы с петроглифами, мы приступили к следующей части маршрута, в наиболее глухие участки района, где вероятность встречи со снежным человеком могла быть наибольшей. Местные рыбаки недоуменно качали головами, обсуждая возможность пешего хода через болота. Сопровождать нас никто из местных жителей и ученых не решился. На этот отрезок пути мы вышли вдвоем с питерцем Володей Ивановым. Рыбаки перевезли нас через реку Черная, которая отделяла места, посещаемые туристами, от девственного берега. Некоторое время идем по прибрежному песку, через день уходим в глубь. Попадаются остатки дорог, заброшенные в незапамятные времена, полуразрушенные избы, вымершие деревни. В руинах шипят гадюки, кругом следы зверья. Местные говаривали, что такого изобилия дичи не было никогда. Это понятно - давление человека ослабло, наступает дикая природа (по возвращении я посмотрел в Карельском филиала данные по учету оленей здесь и в Финляндии; оказалось, что плотность Карельской популяции оленей выше, чем финской в 20 раз).

Вскоре кончаются последние признаки деятельности человека, идет сплошная трясина. Постоянно проваливаемся по пояс. Самые снежночеловеческие места! Но пока явных признаков его обитания не обнаруживается. Еды мы взяли минимум, чтобы максимально использовать подножный корм. Это оказывается несложно. Вареные сморчки - изысканное блюдо. Прошлогодняя клюква на болотах полностью сохранила вкусовые качества. В качестве закуски годятся папоротники, заячья капуста. Приправа к чаю - муравьи, они заменяют лимон. Лишний раз убеждаемся, насколько богата природа.

Преодолевая реки и болота, доходим до Муромского монастыря. По нашим сведениям, он уже передан церкви, началась реставрация. Но на месте никаких признаков этого не видно. Кругом руины. Заинтригованный разговорами о тайном подземелье, обхожу все помещения с биорамками. Действительно, временами рамки начинают крутиться. Глядя под ноги, каждый раз в конце концов обнаруживаю щели в полу, под ними подвалы, засыпанные мусором, залитые водой. На ночлег мы устроились в одной из келий. Посреди ночи - тяжелые шаги. "Привидение", - кричу в восторге, выскакиваю наружу. Никого. Затем то же повторяется еще несколько раз. Действительно, ночные звуки монастыря вызывают странные ощущения. Думаю, что в их основе - усиленное стенами движение поселившихся в руинах зверей и птиц.

Передохнув два дня, выходим на самую трудную часть маршрута - вокруг Муромского озера, в глубь тайги, на восток. Когда-то здесь была монастырская дорога, но давно утонула в болотах, заросла деревьями. Несметное множество следов лосей и медведей. Кстати, отпечаток ноги медведя, особенно когда передняя лапа стоит рядом с задней, можно принять за след человека. Но такую ошибку делает лишь тот, кто хочет выдать желаемое за действительное.

После двух дней пребывания в болоте, обессиленные уходим к деревне Гакугса. Здесь выясняются удивительные вещи. Сразу, как только мы ушли, над восточным берегом Муромского озера рыбаки ночью слышали жуткий свист, чего раньше никогда не было. Встретился нам один из свидетелей - сержант милиции, человек, не склонный к фантазии. Он сказал, что звук был настолько необычен, что он даже не знает, было ли то живое существо. Местные жители высказали такое предположение: в связи с передачей Муромского монастыря церкви, нечистая сила трубила сигнал отступления. Но кто мог поручиться, что то не был сигнал к наступлению?

Разумеется, наша деятельность и свист могли быть не связаны. Однако бесспорно, что снежный человек способен издавать жуткий свист, влияющий на психику. Есть версии (одна из них впервые в шестидесятые годы высказана Д.Ю. Баяновым в 60-х годах. - прим. эксперта), что именно эти звуки послужили основой легенд о соловье-разбойнике.

В селе Гакугса нас разыскал небольшого роста, но с окладистой бородой человек, оказавшийся иегуменом разрушенного монастыря и повел такую речь:

- Я требую, чтобы богопротивные опыты в окрестностях монастыря были прекращены! Еще не хватало только, чтобы слухи о снежном человеке привлекли к монастырю туристов!

Я пытался объяснить, что от мест опытов до монастыря десятки километров, что леший относится не столько к нечистой силе, сколько к неведомой, но иегумен не успокаивался, продолжая негодовать. Справедливости ради замечу, что подобный разговор на высоких тонах здесь был единственным. Встреченные жители гостеприимной карельской земли относились к нам с пониманием, готовностью помочь.

Экспедиция закончена, основная работа с материалами - впереди. Предвижу скепсис читателей: вроде, основательно готовились, а опять привезли лишь косвенные данные о снежном человеке. Отчасти это так. Однако научная работа - не постоянные сенсационные находки и открытия. Это - сбор информации по крупинкам с последующим строительством из них концепций и теорий. Без долгой подготовки любая сенсация повиснет в воздухе. Приведу научную историю-притчу. Однажды ученые обнаружили в джунглях Африки совершенно дикое племя, не имевшее никаких контактов с современной цивилизацией. Нескольких представителей племени привезли в научный центр на африканском побережье. Когда они впервые оказались на океанском берегу, ученые указали им на приближающийся огромный теплоход. Однако дикари вообще не увидели корабля. Со зрением у них было все в порядке. Просто океанский корабль настолько не соответствовал кругу их представлений, что они не смогли вычленить его из ландшафта. Окружающий мир посылает в органы чувств лавину информации, из которой человек вычленяет только то, что в состоянии переработать и понять.

В конце 1993 г. я изучал фонды музея человека при пражском университете. Мои коллеги показали имеющиеся в их распоряжении некоторые загадочные находки. Среди них внимание привлекли необычные человеческие кости, найденные в Моравии и относящиеся к XVI веку. То были остатки ног огромного (не меньше двух метров) человека, который явно ходил в полусогнутом положении. Очень походили они на кости ног гориллы (прекрасный скелет которой стоял тут же рядом). Разумеется, после предварительного осмотра еще нельзя было утверждать, что это кости снежного человека. Такое заключение потребует дальнейшего их анализа разными методами. Но, главное, материал, имеющий самое прямое отношение к снежному человеку, судя по всему, есть, и его не так уж мало.

Если мы поймем и признаем сам объект поиска, то находить и анализировать этот материал станет намного легче. Наша последняя поездка - новый, еще не последний шаг по пути к контакту со вторым видом человека.


Возврат к списку