Существует ли кризис материализма?

Существует ли кризис материализма? 19.12.2013

Существует ли кризис материализма?


Во времена античности, пишет Энгельс, преобладал материалистический взгляд на мир. Однако это был стихийный материализм, и он не смог выяснить отношения мышления к материи. Необходимость добиться ясности привела сначала к учению о бессмертной душе, а затем к монотеизму. Как это понимать с точки зрения диалектики? - спрашивает Энгельс и отвечает: сработал один из наиболее общих законов диалектики - закон отрицания отрицания, и в результате старый материализм подвергся отрицанию со стороны идеализма. Дальше произошло следующее. Развитие науки и философии, которое происходило после античности, особенно после открытий научно-технической революции, показало: идеализм является недостаточным. В результате, пишет Энгельс, он в свою очередь подвергся отрицанию со стороны материализма. Правда, современный материализм, подчеркивает он, - отрицание отрицанием - это уже далеко не прежняя античная философия, это целостное научное мировоззрение.

В основе современного материалистического мировоззрения лежат три взаимосвязанных принципа:

1. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

2. С помощью ощущений человек воспринимает материальный мир, а не "мировой дух", не "космическое сознание".

3. Сознание есть отображение материального мира в мыслящем мозге человека и не является ничем иным.

Отметим безусловную категоричность этих принципов: никакие объяснения природных явлений не могут содержать ссылок на духовные элементы, а должны сводиться исключительно к постулату о существовании материи как первичной и единственной субстанции Универсума. При этом эти принципы столь же непонятны современном читателю, как гидродемонтаж бетона. Но само содержание понятия материи может изменяться в довольно широких пределах в зависимости от успехов естествознания. Практическое значение такого ригоризма нетрудно понять с точки зрения интересов марксистско-ленинской идеологии. Но с научной точки зрения, принятый априорно, он может вести к недопустимым упрощениям в понимании реальных процессов, протекающих в природе. Но вот несколько важных оговорок, которые делает Энгельс: "Современный материализм является по существу диалектическим".

Как видно, крайняя степень категоричности высказываний, свойственная Ленину и его последователям, Энгельсу была совершенно чужда. Напротив, ум его обладал исключительной диалектической силой, а потому его классические работы в целом не устарели ни в малейшей степени, и обращение к ним может подтолкнуть нас, его отдаленных потомков, к генерированию новых идей. Вот один такой вопрос: а если продолжить рассуждение Энгельса о применении закона отрицания к основным системам мировоззрения и посмотреть, не располагает ли современная наука такими фактами, которые могут заставить нас пересмотреть основные принципы материализма?


Возврат к списку